Литература между мировыми войнами (1918—1939)

Первая мировая война и революция 1917 г. в России — эти два события определяли творчество многих писателей.

На войне с оружием в руках сражались Барбюс, Хемингуэй, Ремарк. Война отразилась на их мировосприятии и стала основной темой их произведений. Романы французского писателя Анри Барбюса (1873—1935) "Огонь. Дневник одного взвода" (1916), "Ясность" (1919) разоблачали сущность войны, призывали к единению народов. Роман "Огонь" открыто тенденциозен, в нем представлены картины гигантской мясорубки — войны бездушной, слепой силы, противоречий и человечности брошенных в эту бойню людей.

Политическую и общественную поддержку Октябрьской революции в России оказали И. Бехер, А. Барбюс, Б. Шоу, А. Франс, Д. Рид, Р. Роллан, Т. Драйзер, Г. Манн, Э. Синклер. Они выступили в защиту молодой Советской республики и осудили иностранную интервенцию против нее.

Река зарубежной литературы имела 3 потока:

  • дальнейшее развитие критического реализма,
  • формирование и развитие модернистических потоков,
  • апологетическая, конформистская литература, старающаяся поддержать пошатнувшиеся основы капиталистического строя, зачастую пронизанная антисоветизмом (Флойд Гиббонс "Красный Наполеон", 1929, Пьер Норд "Двойное убийство на улице Мажино", 1936 и др.).

Мы затронем первые два.

Ярким явлением в литературе реалистического направления является литература "потерянного поколения".

Закончилась война, начались проблемы молодых парней, вернувшихся с войны, которым родина не торопилась предоставить рабочие места, хотя на войне требовала отдать за нее жизнь.

Термин "потерянное поколение" принадлежит Гертруде Стайн. Это группа "рассерженных молодых людей", прошедших ужасы войны и увидевших послевоенный мир не таким, каким он виделся из окопов. Справедливость в послевоенном мире не восторжествовала, честным людям в нем места не оказалось. "Чем ближе к передовой, тем больше встречаешь порядочных людей, и чем дальше от нее, тем больше подлецов и негодяев, которые делают "свое дело" на войне", — писал один из "рассерженных" Э. Хэмингуэй. Его поддерживали Ремарк, Ричард Олдингтон, Дос Пассос и другие, писавшие свои первые книги, шокирующие западную публику.

Английский писатель Р. Олдингтон (1892—1962) написал

  • "Смерть героя" (1929),
  • "Все люди враги" (1933),

американский писатель Д. Пассос (1896—1970) —

  • "42-я параллель" (1930),
  • "1919" (1932),
  • "Большие деньги" (1936),
  • "США" (1930),

немецкий писатель Ремарк (1898—1970) —

  • "Нa западном фронте без перемен" (1929),
  • "Возвращение" (1931),
  • "Три товарища" (1938),

Хэмингуэй

  • "Прощай оружие" (1929),
  • "Фиеста" (1926).

Главная тема всех этих произведений антивоенная, в них рассказывается, чем стала война для оставшихся в живых. Не все писатели остались на высокой волне литературы" потерянного поколения", Олдингтон ушел а публицистику, Дос Пассос сам опустился ниже своих героев, лишь Ремарк провел свою линию до конца. В 1946 г. у него появляется "Триумфальная арка", в 1954 г. — "Время жить и время умирать" и др. произведения.

Эрик Мария Ремарк родился в Оснабрюке в семье рабочего типографии. В годы 1-й мировой войны был солдатом, после окончания войны работал сначала школьным учителем, потом торговым служащим и репортером. Профессиональным писателем стал в конце 20-х гг.

После фашистского переворота в Германии Ремарк был вынужден эмигрировать, много лет жил в США, где и скончался, не вернувшись на родину после 2-й мировой войны. Его книги посвящены людям военного и послевоенного поколения, переживших крах юношеских идеалов, тяготы мирового экономического кризиса. В изгнании Ремарк создал ряд романов об антифашистах-эмигрантах ( "Возлюби ближнего своего", 1946). Вторая мировая война отражена в романе "Время жить и время умирать". Последний роман Ремарка — "Тени в раю" — о судьбах немецких эмигрантов в Южной Америке — издано посмертно в 1971 г. Сильный художник-реалист, он сумел раскрыть душевный мир нескольких поколений людей своей страны с таким горьким лиризмом, что его лучшие произведения невозможно читать без напряженного, тревожного интереса. К таким произведениям относится роман "Три товарища".

В романе с большой лирической силой показана жизнь далеких от политики людей — бывших фронтовиков, которые познали горечь разочарования. В тяжелые годы инфляции, предшествовавшие фашистскому перевороту, они испытали безработицу, безденежье, мучительное ощущение непрочности, зыбкости существования. Общественный строй опустошил людей, лишил счастья целое поколение немецкого народа. Герои романа не стараются противостоять строю, они держатся друг за друга, хранят фронтовую дружбу и помогают друг другу. Жизнь беспощадна к трем друзьям: нелепо гибнет "последний романтик" Готфрид, погружается в отчаяние потерявший любимую Роберт, трагически переживает гибель друга и горе Роберта Кестер.

Этот роман имел ошеломляющий успех в 50-е гг. в СССР. Все тиражи мгновенно исчезали с полок магазинов. У друг друга брали "только на одну ночь". Это не могло не вызвать озабоченности и тревоги у официальных идеологов, радеющих за невинность советского читателя. В связи с этим появился ругательный термин в литературе "ремарковщина", как синоним бездуховности, растленности, упадка в западной загнивающей литературе. Как можно, ведь герои Ремарка через страницу пьют, общаются с уличными девками, темными дельцами. Это немыслимо для советского человека. А их неприкрытый цинизм в отношении общества, полное неприятие его идеалов и его сплошной фальши. Конечно, предпочтительнее было их видеть идейными бойцами. Но жизнь показала, что бороться против самой истории бессмысленно. Единственно правильное — сохранить себя, свою душу от растления. Герои уходят в себя, уход в себя — это первый признак по-настоящему свободного человека (это не принималось в 50-е гг. в СССР; в 50-е гг. человек вне коллектива, вне общества приравнивался к нулю).

Но в 80—90-е гг. наша страна похожа на побежденную послевоенную Германию, поэтому сейчас роман не вызывает никаких сомнений, многое встает на место. Вечные категории — любовь, дружба, товарищество — оказываются в условиях всеобщего кризиса самыми ценными и прочными, а порой единственными качествами, которые позволяют человеку оставаться человеком в условиях всеохватного распада.

Важное место в литературе 20—30-х гг. занимает литература демократического и социалистического толка. В 1919 г. выходит книга Джона Рида "Десять дней, которые потрясли мир" о событиях Великой Октябрьской революции в России 1917 г., свидетелем которых был сам писатель. Революция в России оказала прямое влияние на Э. Синклера, который решительно выступил в защиту молодой Советской республики в известном романе "Джимми Хиггинс" (1919). Т. Драйзер в 1927 г. создает повесть "Эрнита" — яркий образец социалистического реализма.

В 1930 г. в Харькове собралась Международная конференция революционных писателей, которая приняла решение создать Международное объединение революционных писателей (МОРП), эта организация просуществовала лишь до 1935 г. из-за догматических подходов в работе.

В Германии литературу нового типа начинают создавать Б. Брехт, И. Бехер, Ф. Вольф, Э. Толлер. Брехт пишет драму "Барабаны в ночи", стихи "Легенда о мертвом солдате", "О детях и хлебе". Литература демократического толка создается и в Англии, и во Франции, и в США, в Чехословакии, Польше, странах Латинской Америки.

В 20-е гг. развиваются, зародившиеся в начале ХХ в., в предверие или в ходе 1-й мировой войны, модернистические течения: футуризм, экспрессионизм, имажинизм, унанимизм, дадаизм, сюрреализм и др. На некоторых модернистов повлияла философия Анри Бергсона (1859—1941) с его учением об интуиции как особом способе внутреннего созерцания; на других повлияло учение Зигмунда Фрейда (1856—1939) — психиатра, создавшего теорию психоанализа (превозносилась сфера бессознательного, принижалась роль разума), которую стали использовать как инструмент для решения политических, философских, этических и эстетических проблем. С этими учениями были связаны целые модернистические группы и отдельные писатели.

В 1916 г. в Швейцарии возникла одна из модернистических групп под названием "дадаизм" (детский лепет). В группу вошли: румын Т. Тцора, немец Р. Гюльзенбек. Во Франции к группе примкнули А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар. Дадаисты абсолютизировали "чистое искусство", отрицали всякие принципы, с помощью набора слов пытались создать свой, не похожий на реальный, особый мир. Они писали нелепые стихи и пьесы, увлекались словесными трюками, воспроизведением звуков, лишенных какого-либо смысла. Свободно выражали бессознательное внутреннее "Я". Дадаисты отрицательно относились к буржуазной действительности и буржуазному искусству, отвергали они и реалистическое искусство. В 1923—1924 гг., оказавшись в творческом тупике, группа распалась.

На смену дадаизму пришел сюрреализм. Он оформился во Франции в 20-х гг. Сюрреалистами стали бывшие дадаисты: А. Бретон, Л. Арагон ("Анисе или панорама", 1920, "Свободомыслие", 1924), П. Элюар ("Столица скорби", 1926, "Любовь Поэзия", 1929). Течение опиралось на философию Бергсона и учение Фрейда. Сюрреалисты утверждали главенство подсознания над разумной и сознательной деятельностью человека.

Они считали, что необходимо освободить свое внутреннее "я" от окружающего бытия, от жизни. Инструментом для этого является абстрагирование в творчестве от внешнего мира, "автоматическое письмо" вне контроля разума, которое невозможно воспроизвести 2-й раз:

Улэ Эле Лэл Ли Оне Кон Си Ан
Онон Кори Ри Коасамби Моена Леж
Сабно Оратр Тулож Коалиби Блесторе
Тиво Орене Алиж.

В начале 30-х гг. начался процесс разложения и затухания сюрреализма. Арагон и Элюар порывают с ним, переходят на позиции реализма.

Экспрессионизм зародился в Германии. Экспрессионисты, как и многие модернисты, делали упор на авторский субъективизм, считая, что искусство служит выражению внутреннего "я" писателя. Но вместе с тем левые экспрессионисты Кайзер, Толлер, Газенклевер протестовали против насилия и эксплуатации, были противниками войны.

Мэтром модернистической литературы признавали англо-ирландского писателя Д. Джойса (1882—1971; роман "Улисс", 1922), его литературный метод назывался "поток сознания". Писателем-модернистом считают писателя Франса Кафку (1883—1924; романы: "Америка", "Процесс", "Замок"). Известность к нему пришла после смерти, так как его романы были опубликованы в 1925—1926 гг. Талантливые произведения были созданы М. Прустом ("В поисках утраченного"), Т. С. Элиотом ("Стихотворения").

Модернистическая литература не однородна, в ней встречаются и шедевры, и бунтарские упражнения, давая оценки, будем помнить об этом.

В 30-е гг. в связи с мировым экономическим кризисом и угрозой со стороны фашизма и приближением 2-й мировой войны усиливается размежевание в литературной среде. Большинство писателей встало на непримиримую позицию по отношению к фашизму. Многие должны были эмигрировать из стран, где победили фашистские режимы. Покинули страну Генрих и Томас Манны, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, Б.Брехт. Другие были брошены в тюрьмы: В. Бредель, Л. Ренн, Б. Апиц. Третьи замолчали и замкнулись во внутренней эмиграции: Б. Келлерман, Г. Фаллада, Г. Гауптман. Оказавшись заграницей, немецкие писатели активно включились в антифашистскую борьбу (В. Бредель, Э. Вайнерт, И. Бехер были в Москве).

В Англии в антифашистскую борьбу включились Б. Шоу, Г. Уэллс, молодые писатели и критики Г. Гиббон, К. Кодуэлл и др. Ральф Фокс и его товарищи К. Кодуэлл, Д. Корнфорд принимали участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев, Фокс героически погиб.

Кризис 30-х гг. и угроза фашизма отразились и на произведениях американских писателей. Т. Драйзер пишет "Трагическую Америку" (1931), Шервуд Андерсон с Драйзером создают книгу "Говорят горняки Харлана" (1932). Против угрозы фашизма резко выступил С. Льюис в романе "У нас это невозможно" (1935) Э. Синклер пишет антифашистское произведение "Они не пройдут" (1937).

Но в 30-е гг. были и те, кто не устоял перед фашистской пропагандой, скатился на консервативные позиции Дос Пассос, стал поклонником фашизма один из крупнейших представителей американского модернизма Э. Паунд. Такую же позицию в Германии занял бывший экспрессионист Г. Йост, который в 30-е гг. написал серию пьес, пронизанных фашистской идеологией. Но таких писателей было немного.

Большинство писателей твердо стояли на антифашистских позициях. На стороне испанского народа против фашизма сражались крупнейшие испанские и зарубежные писатели Ф. Гарсиа Лорка, Р. Альберти, А. Мачадо, М. Унамуно, Э. Вайнерт, В. Бредель, Ф. Вольф, Э. Хемингуэй, А. Мальро и др. Одной из интернациональных бригад командовал генерал Лукач — венгерский писатель Матэ Залка, павший смертью храбрых на испанской земле.

В 30-е гг. усилилась политическая направленность литературы, ее публицистический характер, повышается общественная активность писателей (Т. Манн, Э. Хемингуэй, Р. Роллан выступают против угрозы фашизма, в защиту СССР, против угрозы новой мировой войны). Расширяется тематический и жанровый диапазон писательского творчества. Появляются исторические, политические, утопические, психологические произведения, романы-эпопеи. Соответственные перемены происходят в поэзии (прозаизация стиха, углубление психологизма) Арагона, Элюара, П. Неруды, Бехера, в драматургии Б. Шоу, Брехта, Чапека и др. Героями их произведений становятся не только отдельные личности, но и народы (книги Барбюса, Нексе, Бехера, Зегерс, Арагона, Гиббона и др.). Заметим, что творчество этих писателей невозможно квалифицировать только как критический реализм, оно намного сложней и богаче.

Таким образом, литература реалистического и демократического направления оказалась на высоте создавшейся обстановки и вносила свой посильный вклад в дело разоблачения сущности фашизма и надвигающейся войны.