Белорусская живопись второй̆ половины XX века

После войны идеологический натиск на изобразительное искусство не уменьшился. Послевоенное десятилетие было последним временем приглаженного социалистического реализма и монументальных, официозных и малохудожественных, но очень профессиональных, полотен на заказ.

Основной темой живописцев была тема войны. Она воплощена в полотнах Евгения Зайцева “Герой Советского Союза Константин Заслонов в партизанском штабе” (1944), “Парад белорусских партизан в1944 г. в Минске” (1947), “Стоять на смерть” (1948), “Оборона Брестской крепости в 1941 году” (1950).

Теме войны были посвящены полотна Валентина Волкова “Минск. 3июля 1944 года” (1955), Евгения Тихоновича “Помощь Москвы партизанам” (1947) Виталия Цвирки “Пленных ведут” (1945), Владимира Хрусталева “Возвращение партизан с операции” (1945), “Константин Заслонов” (1950) и др.

Больших успехов добились художники в жанровых картинах. С особой остротой почувствовалась радость мирной жизни, мирного туда (Космачев “На колхозной пасеке”, Гавриленко “Эшелон идет” и др.). Особую известность получила картина В. К. Желток “Зима пришла”, она репродуцировалась в школьных учебниках и экспонировалась на многих выставках. В картине все понятно. Пришла зима и дети собираются на каток. Милая семейная сцена.

Давая оценку подобным произведениям тех лет, не стоит упрекать художников в заученности многих персонажей за поучающий тон... Они просто добросовестно стремились отвечать требованиям своего времени.

Но понятно и другое, условия искусства 50-х гг. давали художнику возможность демонстрировать наиболее ценные его качества — высокое профессиональное мастерство, умение довести произведение до полной завершенности во всех его компонентах. В то время дилетантизм еще не был популярен в такой степени, как в наше время.

В годы борьбы с космополитизмом досталось и художникам. В формализме обвиняли Евгения Красовского, Александра Мазалева, Льва Лейтмана и др.

После войны открылся Белорусский театрально-художественный институт (ныне Академия искусств Беларуси), который занимался подготовкой кадров в области живописи, скульптуры, актерского мастерства.

В годы “хрущевской оттепели” появляется “суровый стиль”, для которого характерны широкий мазок, обобщенный лаконичный образ, непривычная скульптурная емкость картины. Такое резкое изменение в живописной манере художников объяснялось резкой переоценкой ценностей, осуждением культа личности Сталина, пересмотром вульгарных теорий социалистического реализма. Грубая лепка суровых полотен 60-х гг. несет в себе большой эмоциональный заряд, его сила убеждает нас в своей правоте. Это работы Леонида Щемилева (“Эстонские рыбаки”, Альгерда Малишевского “Полочанка”, Мая Данцига “О Великой Отечественной”, пейзажи 60-х гг. В Цвирко. Май Данциг много посвятил полотен стройке нового города Солигорска: “Я знаю, город будет Солигорск”, “Новоселы”, “В заводской столовой” и др. Много полотен у него о Минске: “Старый и новый Минск”, “Мой Минск” и др.

Пожалуй, самым именитым художником военного поколения, который пришел в живопись в конце 50-х — 60-е гг. был Михаил Савицкий (р. 1922). Работы 60-х гг. были посвящены войне, белорусским партизанам. Особую известность среди них получили “Партизанская мадонна” (1967) и “Партизанская мадонна (Минская)” (1968). Это символичный образ республики-партизанки с одной стороны, и образ белорусской женщины, несущий идею вечной жизни на земле с другой.

В 1974—1980 гг. у Савицкого появляется цикл “Цифры на сердце”. Это документальные полотна (Савицкий был узником Бухенвальда и Дохау), в которых показаны ужасы фашистских концлагерей (“SOS”, “Побег”, “Этерсберг — Галгофа XX века”, “Отбор” и др.).

Важное место в теме художника занимает тема труда (“Урожай” (1966), “В поле”, (1972), “Хлеба” (1968), “Сказ про хлеб” (1980) и др.). Живописную манеру Савицкого отличает монументальность изобразительных средств и прочтения образов. Савицким выполнены и монументальные росписи, среди них “Отечественная война. 1944 год”. Художник не однократно награждался республиканскими и всесоюзными государственными премиями, в 1978 г. Савицкому было присвоено звание народного художника СССР, а в 1983 г. он был выбран членом Академии художеств СССР.

Период застоя для белорусской живописи был драматичен, давление официально-бюрократического пресса здесь ощущалось сильней, чем в ряде других республик. Например, в соседней Литве, куда нередко устремлялись молодые художники. Но искусство оставалось искусством. Путь к преодолению фальшивой риторики, официоза художники находили в обращении к духовным ценностям народного искусства, в обращении к своему историческому прошлому, образу родной природы. В 70—80-е гг. мы наблюдаем небывалую, по сравнению с 50—60-ми гг., свободу выбора сюжетов, пластических поисков, колористических возможностей, разнообразие манер письма. Живописный язык каждого художника легко узнаваем. Надолго запоминаются произведения Щемилева, Ващенко, Горячего, Скрипниченко, Товстика, Марочкина.

Некоторые, как речицкий художник Александр Исачев, открыто пошли по новому пути. Его несоцреалистическая живопись пробилась на вставки в Беларуси, только после признания за рубежом. Не производили впечатления на цензоров такие его картины, как “Апостол Петр”, “Молитва”, “Натюрморт с зеркалом” (из серии “Магия”), “Изгнание из рая” и др. За короткую жизнь художник написал более 500 полотен, большая часть из которых ушла за границу в частные коллекции (художник прожил 32 года).

Одни из зачинателей белорусского авангардизма Виктор Павловский уехал в Париж. Трудным оказался путь в искусство его ближайшего соратника Тодора Капши, в произведениях которого прослеживается эволюция белорусского авангарда, начиная со времени “хрущевский оттепели”.

Демократизация общественной и культурной жизни конца 80-х — 90-х гг. сделала реальностью открытый диалог со зрителем художников, заявлявших о своей независимости от традиционной иерархии материальных и духовных ценностей. Одно за одним возникают неформальные объединения “Галiнa”, “Форма”, “Плюралис”, “Квадрат”. Экспонируются выставки нетрадиционного искусства, открываются галереи.

Произведения многих современных художников (Залазного, Задорина, Ксензова, Кузнецова и др.) напоминают об искусстве конца XIX — начала XX вв. Это как бы цитаты из творчества прославленных мастеров “серебряного века”. В противоречивом нашем времени художники снова обращаются к аллегориям, символическим образам, приглашая к внутреннему диалогу. На их полотнах страх, боль, радость, растерянность воспроизведены в красках, линиях, в цвете, словом языком живописи.

Из многообразия современной белорусской живописи выделим два имени: Н. И. Счастной и Н. Селещука.

Нинель Ивановна Счастная родилась в 1933 г. в Полоцке. Училась в Минском художественном училище и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Академии художеств СССР в Ленинграде. Закончив факультет живописи, художница решила попробовать свои силы в монументальном искусстве, работала в области архитектуры и дизайна. В 1963 г. была принята в Союз архитекторов СССР, а затем и Союз художников.

Счастная — автор многих известных монументальных произведений. Ей принадлежат многие новаторские открытия в технологии витражей. Также она известна как художник-иллюстратор. В станковой картине художница работает в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, исторической и бытовой картины. Живописным работам художницы свойственна высокая поэзия и глубина. Бытовая картина “В бане” воспринимается как философский взгляд на необратимость и круговорот человеческой жизни. Девчушка, девушка, цветущая молодая женщина, зрелая женщина и согбенная старуха — это жизнь в ее вечном и неуловимом движении и обновлении. Композиция и удивительная светящаяся техника живописи тоже работают на эту идею.

Художницу всегда волновала личность творца, ее внутренний мир, творческое горение. Она создала целую галерею портретов выдающихся белорусских писателей, артистов, художников. Один из них — портрет поэта В. Дубовки. Счастную в нем привлекли житейская мудрость, стойкость и верность своим идеалам в искусстве, которую не смогли сломить никакие гонения и преследования, долгие годы сталинских лагерей. Портрет решен в романтическом ключе. На условном космическом фоне поэт предстает как седобородый библейский пророк, проживший долгую и трудную, жизнь.

Произведения Н. Счастной всегда неоднозначны, им свойственна символическая многоплановость, метафорическая образность. И при этом они доступны и понятны зрителю.

Творчество Николая Селещука — яркое и самобытное явление в культуре Беларуси. Он выпускник Белорусского театрально-художественного института. С 1966 г. начал участвовать в выставках. Его произведения всегда привлекали внимание не только зрителей, но и специалистов своей неординарностью. Он награжден 18 дипломами всесоюзных, республиканских и международных конкурсов. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в музеях Греции, Финляндии, Германии, Канаде, Польше, Болгарии, в лучших западно-европейских частных коллекциях. Он “человек года в искусстве” 1993 г., отмечен “За творческие достижения в XX столетии” Кембриджским университетом в 1992 г.

Селещук оставил свой неповторимый след в книжной графике. Его иллюстрации могут жить отдельной, самостоятельной жизнью.

Особенно ярко и значительно раскрылся его талант в живописи. Оригинальные, отмеченные глубоким чувством и своеобразной красотой, картины Селещука волнуют, зачаровывают и оставляют незабываемое впечатление.

Произведения художника лишены повествовательности. В каждом полотне захватывает калейдоскоп метафор, аллегорий, символов. Часто он писал то, что всплывало из-под сознания — сон, мечта, фантазия, желание. Однако все это проникнуто внутренним осмыслением нашего времени.

Его произведения всегда незапрограммированные. Если вчера его произведения напоминали ребусы, то сегодня в них уже читается социальная концепция, пророчества.

Долгое время Селещук был едва ли не единственным в Беларуси “авангардистом”, “сюр” и “гиперреалистом” одновременно.

В гиперреализме или фотореализме с удачным сочетанием экспрессивного романтизма написан “Портрет киноактрисы С. Суховей”. Фигура актрисы дана в движении, которое подчеркивается стремительными, темпераментно положенными мазками. Эти мазки лепят форму и постепенно переходят в абстрактный фон.

Большое место в творчестве Селещука занимает урбанистическая тема. “Метро” — взгляд в людской сутолоке сумел схватить только несколько лиц (тщательно прописаны черты лица девушки на общем стремительно смазанном фоне).

К сожалению, художник погиб в 1996 г., не достигнув своего 50-летия.