Архитектура Древнего Египта
Архитектура, как и другие виды искусства служили для возвеличивания земной и загробной жизни египетских царей - фараонов.
В эпоху Раннего царства (3000-2800 гг. до н.э.) начали строить гробницы для фараонов с наземной и подземной частью, потом рядом начали возводить заупокойные храмы, где совершались обряды и куда приносились дары (пища и питье). В дальнейшем постройки усложнялись, увеличивалась их площадь, но скоро увеличение площади перестало служить задаче возвеличивания обожествленного после смерти царя. Появляется мысль об увеличении гробниц по вертикали.
Первая ступенчатая пирамида фараона 3-й династии Джосера (28 в. до н.э.) в Саккара была в высоту свыше 60 м и состояла из 6 уменьшающихся к верху масштабов (ил.16). Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. Кладка выполнялась из блоков известняка без связующего раствора. Архитектор Имхотеп рядом разместил на площади 150 м2 дворы, молельни, заупокойные храмы. Весь ансамбль был окружен монументальной стеной из белого известняка. В ансамбле пирамиды, в молельнях встречаются полуколонны папирусообразных форм (папирус и лотос - священные растения).
Знаменитые египетские пирамиды были возведены в 27 в. до н.э. в Гизе фараонами 4-й династии Хуфу, Хафра и Менкауром, которых греки называли Хеопс, Хефрен и Микерин. Идея мощи и величия царской власти нашла в этих сооружениях всеподавляющее и наиболее полное воплощение.
Пирамида Хеопса была построена архитектором Хемиуном, племянником этого царя (ил.17). Конструкция пирамиды основана на пропорции “золотого сечения”. Она имеет высоту 146,6 м, а длина каждой стороны квадрата основания - 233 м. Эту пирамиду строили 20 лет, а 10 лет до этого прокладывали дорогу для подвозки каменных глыб от каменоломни. Пирамида сложена из крупных известняковых блоков 2,5 т каждый (некоторые 30 т) без связующего материала, удерживающихся на местах под силой тяжести. Гранитный саркофаг с мумией царя был помещен в небольшой камере, выложенной гранитом, к ней ведут узкие коридоры, к камере подходит большая галерея 50 м длиной (ил.18). Около пирамиды находятся заупокойные храмы и фигура Большого сфинкса (60 м длиной), изображающая фараона в образе льва с человеческой головой в царском платке. Сфинксы меньшего размера находятся по сторонам входа в нижний заупокойный храм Хеопса.
Каждая из пирамид в Гизе - “вечное жилище” фараона - была окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и усыпальниц придворных. Пирамиды производили величественное даже подавляющее впечатление. Они отражали общественный уклад Древнего Египта, основанный на неограниченной деспотичной власти обожествленного царя, а также представления о загробной жизни.
В эпоху Среднего царства (21-18 вв до н.э.) в строительной практике произошли изменения. Примером служит заупокойный храм Ментухотепа I, объединителя Египта, на западном берегу Нила против Фив. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. Часть помещений была врублена в скалу. По фасаду и по бокам двух террас проходили портики (галереи на колоннах или столбах). На террасы вели пологие подъемы - пандусы. Колонны в портике представляли из себя четырехгранные столбы, на которых высечены имена фараона Ментухотепа I. Иероглифы на первом ряде колонн выкрашены в желтый цвет, на втором - в синий. Стена портика была покрыта цветными рельефами - сцены войн и царской охоты.
В этот же комплекс входил маленький заупокойный храмик на берегу Нила, от него шла мощная дорога длиной 1200 м, огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее были установлены каменные раскрашенные статуи царя. В парадном дворе были высажены деревья, устроены 2 водоема. Храм выглядел лаконично, он является переходным сооружением к храмовой архитектуре Нового царства (16-11 вв. до н.э.).
Похож на этот храм царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахари в Новом царстве зодчего Сенмута (ил.23). Стены храма покрывали раскрашенные рельефы, на которых среди культовых сцен был подробный рассказ о путешествии Хатшепсут в страну Пунт за драгоценными камнями и редкими растениями. В храме около 200 статуй царицы и богов, так как заупокойные храмы стали посвящать и богам. Весь храм утопал в зелени, что сочеталось с яркой раскраской храма.
Впечатление сверхчеловеческой мощи создает самое крупное храмовое сооружение Древнего Египта - храм Амона в Карнаке (15-13 вв. до н.э.). Таинственный колонный зал (гипостиль) этого храма был настоящим лесом: мощные колонны (папирусообразные, лотосообразные, пальмообразные) имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 4 м. Общее число колонн украшенных рельефами равнялось 134. К храму Амона вела аллея бараноголовых сфинксов (1-я половина 13 в. до н.э.).
В эпоху Нового царства при 12-ой династии строились непрочные пирамиды, они были меньше по размеру и были выполнены несплошной каменной кладкой, а лишь из кирпичных пересекающихся стенок. Пустоты и пространства засыпались обломками камней, щебнем, песком. Пирамиды были облицованы известняковыми плитами скрепленными между собой деревянными креплениями.
Гробницы номархов (глав номов) вырезали в известковых скалах. Входы высечены в виде портиков с колоннами в виде нераспустившегося папируса, с тремя нефами (проходами).
В эпоху Нового царства, начиная с Тутмоса I, все цари строили свои усыпальницы в ущельях и обрывах долины, это было дешевле. Теперь это место называют “Врата царей”. Эти гробницы представляют собой тщательно скрытые тайники, состоящие из коридора, кладовой, помещения для саркофага, комнаты для сосудов с царскими внутренностями и для особо ценных даров (лабиринты). Стены царских гробниц расписывали сценами связанными с заупокойным культом. Заупокойные храмы знатных людей были похожи на их жилые прямоугольные дома с открытым двором, с колоннадой по периметру (перистиль), с каменным залом, кладовыми. Храм был окружен каменной оградой.
Далее в архитектуре появляются эклектические элементы под влиянием греко-римской культуры. (Эклектика - механическое соединение разнородных художественных стилей и элементов.) В поздний период происходит постепенный упадок во всех сферах экономики, политической жизни и искусства.