Скульптура Древней Греции. Классический период
В скульптуре шагом вперед является 5 век - искусство сделало шаг к реализму, преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, хотя основными изображениями остаются боги, герои - покровители полисов, “идеальные” граждане. Развитие скульптуры в 5 в. связано с именами трех прославленных мастеров Мирона, Поликлена и Фидия. Мирон (сер. 5 в. до н.э.), его творчество нам известно по рисункам и римским копиям. Скульптор великолепно владеет пластикой и анатомией, ярко передает свободу движения (“Дискобол”, ил.42). В произведении “Афина и Марсий” Мирон обращается к известному мифу: Афина изобрела флейту, но, увидев как обезобразилось ее лицо во время игры, в гневе бросила ее, прокляв каждого, кто будет на ней играть. Скульптор изобразил, как уходя, Афина услышала шум и полуобернулась - лесное божество силен Марсий, подкравшийся к флейте отшатнулся, испуганный проклятием Афины (ил.41). Скульптор показал борьбу двух начал: добра и спокойствия (Афина) и дикости и необузданности (Марсий). Созданные Мироном изображения животных также вызывали восхищение современников. Например, сохранилось более 30-ти эпиграмм на бронзовую статую телки из Афин. Вот одна из них: Дальше паси свое стадо, пастух, чтобы телку Мирона Как живую тебе с прочим скотом не угнать. Поликлет (2-я пол. 5 в. до н.э.) - яркий представитель пелопонесской школы. Его деятельность протекала в Аргосе. Его статуи находятся во многих городах Греции. Бывал он и в Афинах, где победил в конкурсе статуй Амазонки. Поликлет - мастер бронзовой скульптуры, был не только ваятелем, но и теоретиком искусства. Ведущей темой в его творчестве было изображение атлетов, которые воспринимались как воплощение лучших черт гражданина (“Дорифор” и “Диадумен”). Дорифор
- могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства (ил.43), Диадумен - стройный юноша, увенчивающий себя повязкой победителя в соревнованиях. Фидий (нач. 5 в. до н.э.- ок. 432-431 г. до н.э.), с его именем связан расцвет греческого классического искусства. Самыми знаменитыми его работами считались колоссальные статуи Афины Парфенос и Зевса в Олимпийском храме из дерева, золота и слоновой кости, и Афины Промахос из бронзы на площади Афинского Акрополя. Эти произведения безвозвратно утрачены, описания и уменьшенные римские копии дают нам слабое представление о великолепии этих скульптур. Афина Парфенос (находилась в храме Парфенон, ил.44) - 12-метровая деревянная основа, тело было покрыто пластинками из слоновой кости, одежда и вооружение из золота (ок. 2 тыс. кг). Все золотые части были съемными, каждые 4 года их взвешивали, так как это было золотым фондом государства. Щит и постамент был украшен рельефами - амазономахии и гигантомахии, где Фидий изобразил себя и Перикла в бою против амазонок, за что был обвинен в святотатстве и посажен в тюрьму, где вскоре скончался. Статуя Зевса - 14-метровое изображение верховного греческого божества сидящим с богиней Нике в руке. Эту статую греки считали величайшим творением Фидия (ил.31). Она была изготовлена в той же технике, что и статуя Афины Парфенос: обнаженную по пояс фигуру, сделанную из дерева, покрывали пластины слоновой кости, одежду - золотые листы. Сидящий на троне Зевс в правой руке держал фигурку богини победы Ники, в левой символ власти - жезл. Фидиеву статую Зевса древние причисляли к чудесам света. Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам бога узреть восходил?
- писал покоренный его совершенством поэт Филипп из Фессалоник, живший пять столетий спустя. Афина Промахос (465-455 гг. до н.э.), 9-метровая бронзовая статуя была поставлена среди руин после разрушения персами Акрополя. Фидий создал иной образ Афины - воительницы, грозной и суровой защитницы своего города; правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове шлем. Она воплощала в себе военную мощь Афин. Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывающие с моря видели сверкающие на солнце позолоченные верхушку копья и гребень шлема статуи. Кроме Зевса и Афины Фидий создает образы других богов в бронзе и хрисоэлефантинной технике (техника статуи Зевса и Афины Парфенос), участвует в конкурсах скульпторов, руководит большими строительными и оформительскими работами (строительство Акрополя). Скульптура 5 в. до н.э. подчеркивала физическую и внутреннюю гармонию человека прекрасного. Скульптура 4 в. после завоевательных походов на Грецию Александра Македонского дала новые имена. Сейчас скульпторы чаще создают памятники по частным заказам, прославленным отдельным личностям. В скульптурах этого времени передается внутреннее состояние человека, психологический настрой и эмоции. В это время работают замечательные скульпторы: Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Леохар и др. Скопас (сер. 4 в. до н.э.) - великий скульптор, новатор искусства: пытается раскрыть внутренний мир человека, показать патетические и драматические чувства. Скопас работал в разных городах Греции. Среди его наследия известны отдельные статуи и скульптурные группы богов и героев, фронтонные композиции и рельефы на мифологические темы. Скопас ставил фигуру в смелые, сложные позы, находя новые художественные средства для изображения сильных чувств на человеческом лице (страсть, экстаз, ярость, печаль). Самым замечательным произведением круглой пластики можно считать статую Менады (сохранилась римская копия, ил.48). Интересной рельефной работой является Амазономахия, украшающая Галикарнасский мавзолей (в Малой Азии), над которой он работал с другими мастерами, руководил ими. Пракситель (ок. 390 - ок. 330 гг. до н.э.) - второй великий художник 4 в. до н.э., работал в Афинах; сохранилась только статуя Гермеса из Олимпии, остальные работы известны по римским копиям. Пракситель тоже стремился передать чувства человека, но он изображал эмоции легкие, приятные человеку, тонкие лирические настроения, мечтательность, воспевал красоту человеческого тела. Скульптор не показывает фигуры в движении (в шаге, танце), он изображает их всегда спокойно стоящими или отдыхающими, погруженными в собственные мысли и чувства (“Отдыхающий сатир”, “Афродита Книдская”, “Гермес с младенцем Дионисом”, “Аполлон, убивающий ящерицу” и др., ил.45, 46, 47) Особую известность имеет статуя Афродиты Книдской. Статую Афродиты Пракситель делал по заказу жителей острова Коса, сделал две (одна в одежде, другая обнаженная). Жители Коса приобрели Афродиту в одежде, книдяне купили обнаженную. Книдское святилище со статуей работы Праксителя сделалось местом паломничества на многие столетия. (Скопас и Пракситель впервые изобразили Афродиту обнаженной.) Его богиня человечна, она приготовилась к купанию. Эта статуя сделалась образцом для множества скульптурных решений и переработок почти в течение 600 лет. Единственная оригинальная статуя скульптора - “Гермес с младенцем Дионисом” (Гермес отдыхает и развлекает малыша гроздью винограда). Волосы были окрашены в красно-коричневый цвет, одежда рядом с Гермесом, как и у Афродиты, выкрашена в ярко зеленый или синий цвета, оттеняла белизну мраморного тела. Скульптуры Праксителя стояли в храмах или открытых святилищах и имели значение культовых статуй, как и произведения Фидия. Но работы Праксителя не символизировали былую силу и мощь полиса и доблесть его граждан. Художник 4 в.до н.э. пошел по пути познания человеческой психологической жизни человека. Скопас и Пракситель оказали огромное влияние на своих современников - в их реалистическом стиле работали отдельные мастера и целые школы в течение нескольких столетий. К числу величайших греческих скульпторов принадлежит и Лисипп (2-я пол. 4 в. до н.э.). Его излюбленным материалом была бронза. Его произведения дошли до нас лишь в римских копиях. Наиболее известны: “Геракл с ланью” (ил.49), “Апоксиомен”, “Отдыхающий Гермес”, “Борец” и др. Лисипп внес изменения в пропорции: небольшая голова, более сухой корпус, более длинные ноги. Он создал человека живого, подвластного чувствам и переживаниям. Все его боги индивидуализированы, индивидуализирован и очеловечен и портрет Александра Македонского. Творчество Лисиппа сделалось образцом для многих поколений античных художников.