Белорусская музыка второй̆ половины XX века

На фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в фашистских лагерях смерти погибли многие деятели белорусской культуры. Кто из композиторов остался на оккупированной территории и не эмигрировал после окончания войны, были репрессированы. Среди них оказался Алексей Туренков. В 1945 г. военный трибунал осудил его на 10 лет лишения свободы “за пособничество немецким оккупантам”. Около 20 дней не дожил композитор до своей реабилитации в октябре 1958 г.

В период оккупации были уничтожены многие музыкальные учреждения. Однако после окончания войны они восстанавливаются, а позже создаются новые, такие, как Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР, Государственная хоровая капелла, Музыкальные и музыкально-педагогические училища в Гомеле, Молодечно, Гродно, Новополоцке, музыкально-педагогические факультеты в Государственном педагогическом институте имени М. Горького и т. д.

Главной темой творчества композиторов в первые послевоенные годы была тема героической истории прошлого и события минувшей войны. В 1946 г. А. Богатырев написал оперу “Надежда Дурова”, посвященную женщине-офицеру, которая принимала участие в Бородинском сражении 1812 г. Молодой композитор Дмитрий Лукас (1911—173) написал оперу “Кастусь Калиновский” (1947), в которой выводит образ национального героя, ранее запрещенный. Григорий Пукст (1900—1960) пишет оперу “Машэка” о национальном богатыре XIV в. Партизанам Великой Отечественной войны посвящает оперу “Андрэй Касценя” (1947) Н. Аладов. 1 января 1949 г. на сцене белорусского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета В. Золотарева (1873—1964) “Князь-озеро” — красивая национальная легенда.

Но вскоре в музыке началась борьба с формализмом. Национальные герои Машэка и К. Калиновский не вписывались в политическую палитру послевоенной жизни. Начало этой кампании положило постановление ЦК ВКП(б) “Об опере “Великая дружба Мурадели” в августе1948 г.

Формалистическими считались произведения Н. Аладова (симфоническая поэма “З дзенніка парцізан” и симфоническая баллада “У суровыя днi”), П. Подковырова (1-я и 2-я симфонии, 2-й струнный квартет).

Композиторам делался партийный заказ, но заказные произведения, как правило, были неудачными.

В 1955 г. появляется первая опера для детей “Марынка” Г. Пукста.

В 50-е гг. в музыку приходят новые имена: Владимир Оловников, Юрий Семеняка, Генрих Вагнер, Евгений Дегтярик и др.

В 1952 г. был создан один из самых популярных коллективов Государственный народный хор БССР под управлением Геннадия Цитовича (1910—1986).

Во времена “хрущевской оттепели” начались гастрольные поездки белорусских исполнителей по разным странам. Певица Лариса Александровская с успехом выступила во Франции и ГДР, Государственный хор с успехом выступал на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве (1955). В 1955 г. прошли дни белорусской культуры в Польше, в которых принимали участие писатели, музыканты и театр им. Я. Купалы.

60—80-е гг. — время успехов белорусской музыки. Были написаны и поставлены оперы “Калючая ружа” (1960), “Калi ападае лiсце” (1968), “Зорка Венера” (1970), “Новая земля” (1982) Юрия Семеняки, “Сцежкаю жыцця” Г. Вагнера, “Сівая легенда” (1978) и “Францыск Скарына” (1980) Д. Смольского, “Джардана Бруна” (1977) и “Мiтухна Кураж” (1982) С. Картеса. Е. Глебов написал балет “Альпийская баллада”.

Немало оригинальных произведений создали белорусские композиторы (Ф. Пыталев, Л. Захлевный, Г. Вагнер, А. Мдивани, К. Тесаков, Д. Смольский, Е. Глебов, С. Картес, В. Войцик и др.) в жанре симфонии и оратории. Распространенным стал жанр концерта.

Белорусское вокальное искусство обладало уникальными голосами артистов И. Сорокина, Н. Ткаченко и тенором мирового уровня Зиновия Бабии, который несмотря на сложную операцию на сердце продолжал до последнего дня жизни радовать слушателей дивным звучанием своего голоса.

Песни белорусских композиторов звучали по всему Советскому Союзу. Песенный жанр представлен замечательными композиторами, такими, как Игорь Лученок (р. 1938), Эдуард Ханок (р. 1940), Владимир Будник (р. 1949), Леонид Захлевный (р. 1947), Валерий Иванов (р. 1948).

Во многих странах мира знали, а в Советском Союзе любили и любят вокально-инструментальный ансамбль “Песняры”, который был создан в 1969 г. (с 1985 г. Государственный белорусский эстрадный ансамбль “Песняры”). Его несменным руководителем является композитор Владимир Мулявин (р. 1941). Этот коллектив подарил слушателям замечательные песни “Алеся”, “Журавлi на Палессе ляцяць” Н. Лученка, “Александрына”, “Белая Русь” В. Мулявина и др., современные обработки народный песен “Касiў Ясь канюшыну”, “Ай у полi вярба” и др. Ансамбль имеет множество наград самых различных международных и всесоюзных конкурсов. В 1989 г. В. Мулявину было присвоено звание народного артиста СССР.

Долгожителем является ансамбль “Сябры”, организованный в 1974 г. Его руководителем и ведущим солистом является Анатоль Ярмоленко (р. 1947). В репертуар этого коллектива входят народные песнии песни белорусских композиторов.

В республике наравне с государственными действует множество самодеятельных коллективов вокального и танцевального творчества. Завоевал любовь зрителей фольклорно-хореографический ансамбль “Харошкi” под руководством Валентины Гаевой.

Важным событием в музыкальной жизни явилось открытие Государственного театра музыкальной комедии в 1971 г. В день открытия прозвучала оперетта Ю. Семеняки “Пяе жаваронак”. Наряду с зарубежным репертуаром в театре идут музыкальные спектакли белорусских авторов “Паўлiнка” Ю. Семеняки, “Несцерка” П. Суруса.

В конце 80-х гг. коллектив театра оперетты пережил творческий кризис, но с приходим нового директора Сергея Костина жизнь театра наполнилась новыми постановками, сотрудничеством с постановщиками из других стран.

90-е гг. отмечены новыми интересными музыкальными событиями и появлением новых музыкальных произведений. В республике проводится множество фестивалей и конкурсов для детей и юношества (“Усе мы родом з дзяцiнства”, “Зорная ростань”, “Тэле-бом” и др.), которые стимулируют развитие музыкальной культуры и выводят на сцену юные таланты.

Значительно выросли ряды Союза композиторов Беларуси, на конец1994 г. в нем насчитывалось 107 человек.

Значительными событиями стали постановки таких опер, как “Дикая охота короля Стаха” (1988) Владимира Солтана, “Визит дамы” (1990) Сергея Картеса, “Мастер и Маргарита” (1990) Евгения Глебова, “Князь Наваградскi” А. Бондаренко.

Новые темы вошли в творчество композиторов. Темам репрессий и сталинщины посвятили свои произведения Федор Пыталев (8-я симфония “Памяцi ахвяр сталiнiзму”, 1987), Кім Цесакоў (4-я симфония “Курапаты”, 1990) и др.

Много интересных музыкальных произведений, посвященных Ф. Скорине, появилось в рамках конкурса в честь 500-летия рождения Скорины (3-я симфония Владимира Дорохина “Францыск Скарына”, симфония Янки Павловского “Вечнае святло”).

Ведущим жанром музыки крупной формы является симфония.

Всемирную известность имеет балетная труппа под руководством Валентина Елизарьева. За последнее время ею осуществлен ряд новых постановок, среди них “Ундина” современного немецкого композитора Г. Хенца, “Жар-птица” Игоря Стравинского (1998).

Продолжает развиваться массовая белорусская песня, важно, что музыку композиторы пишут на белорусскоязычные тектсы (90%). Появилось новое поколение талантливых композиторов-песенников: Эдуард Зарицкий, Валерий Иванов, Змицер Явтухович.

Всемирную известность получил Государственный оркестр Республики Беларусь под управлением народного артиста Беларуси Михаила Финберга. Оркестр имеет 4 малых состава. Исполнительский диапазон этого коллектива очень широк — от эстрадных песен и композиций до крупных инструментальных произведений белорусских и зарубежных авторов.

Высокий уровень вокального и духовного искусства преподносит слушателям вокальный мужской коллектив “Чистый голос”.

Неотъемлемой частью музыкальной жизни республики стал фестиваль-праздник “Славянский базар” в Витебске, который вот уже 10 лет ежегодно собирает сотни исполнителей из разных стран и тысячи зрителей-любителей музыкального искусства.