Театр Древней Греции
Театр уже в раннее время занимал важное место в общественной жизни греков. Греческий театр и драматургия возникли из сельских праздников в честь бога Диониса, которые проводились в сельских местностях и городах. На этих празднествах исполнялись дифирамбы и песни, содержащие элементы диалога и театрального действия.
Во 2-й половине 6 в. до н.э. из хора, составлявшего необходимую принадлежность драмы, выделился особый исполнитель - актер, которым был сам драматург.
В период расцвета полисной демократии (5 в. до н.э.) значение театра особо возросло. Это время творчества великих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, в котором отразились важнейшие стороны общественной, политической и духовной жизни греческого народа. Они создали театр больших идей и совершенной художественной формы. Несмотря на то, что действующими лицами, как правило, были боги и герои, их трагедии были остросовременны, а мифологический сюжет служил лишь формой для выражения борьбы идей. Постановки Эсхила отличались пышностью. Софокл применял декоративную живопись, отказавшись от некоторых сценических эффектов Эсхила (выезды на колеснице, процессии, появление призраков и т.д.). Постановки Аристофана были насыщены буффонадой, рискованными положениями, никого не щадящим смехом. В них применялось много технических новшеств, актеры играли раскрепощенно.
Театральное искусство было любимо и почитаемо народом. Строительство театров и организацию представлений брало на себя государство в лице должностных лиц - архонтов. Расходы на содержание и обучение хора несли как почетную общественную обязанность богатые граждане. Спектакли давались на праздниках в честь Диониса, они продолжались от восхода до заката солнца, и носили характер состязания. Каждый из трех соревнующихся драматургов выступал с тетралогией, состоявшей из 3-х трагедий и одной сатировской драмы.
В древнегреческом театре женские роли исполнялись мужчинами. Один и тот же актер играл несколько ролей, от него требовалось умение не только хорошо читать стихи и пьесы, но также петь и танцевать. В огромных театрах (ил.33) зрители не видели мимики исполнителей, поэтому актеры пользовались различными масками и обувью на высокой подошве (котурны), чтобы увеличить свой рост (ил.54).
В античных спектаклях тесно были связаны музыка и драматическое действие. Основой действия греческой трагедии был хор (пением и танцами сопровождал все действие), значение которого с течением времени уменьшается. Во время представления греки применяли театральные машины, например, выдвижение площадки и приспособления, поднимавшие актеров в воздух и опускавшие их на землю.
С 5 в. до н.э. в Греции были распространены мимы - импровизационные сценки бытового и пародийно-сатирического характера. Среди исполнителей мима были женщины, и актеры играли без масок.
В эпоху эллинизма театральное искусство стало одним из проводников греческой культуры на Востоке. Появилась новая аттическая комедия, крупнейшим представителем которой стал Менандр. “Новая комедия” потребовала изменения стиля игры актеров: увеличилось число употребляемых масок, исчез хор, действие разворачивалось не на орхестре, а на сценической площадке. В это время впервые появляются профессиональные актеры, а также актерские товарищества, которые состояли из свободных мужчин. В эту же эпоху получил распространение пантомим - мимический танец, обычно на мифологический сюжет, в нем, как правило, участвовал один актер - мужчина.
Театр состоял из орхестры (место для хора и актеров), скены (помещение для переодевания актеров), театрона (места для зрителей).
Театральная культура Древней Греции оказала огромное влияние на развитие мирового театрального искусства. Греческое театральное искусство широко использовали римляне (особенно на ранних этапах развития), деятели эпохи Возрождения и Просвещения. Античные театральные традиции использовались и в других эпохах. В современной жизни мы пользуемся театральными терминами, рожденными в Элладе (сцена, театр, оркестр и многие другие).