Музыка Древней Греции
Музыка занимала важное место в общественной жизни греков. Она сопровождала труд крестьян, религиозные церемонии, праздничные процессии и народные праздники, жизнь правителей, на службе у которых состояли профессиональные певцы. Музыкальное искусство имело и определенное политическое значение. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, а пение и игра на музыкальных инструментах входили в программу гимнастических и художественных состязаний.
До нашего времени дошло лишь несколько фрагментов нотных записей греческой музыки (музыка к драме “Орест” Еврипида, два гимна Аполлону, погребальная и лирическая песни). Представление о музыке и музыкальной теории мы можем получить из литературных источников. Обычно стихи, пение, танец, пластика и музыкальное сопровождение у древних греков не разделялись (танцоры, поэты были и музыкантами). Музыка была одноголосной, хор пел в унисон. К ранним формам древнегреческой музыки принадлежат песни - лин (исполнялись при уборке винограда), пеан-гимн радости в честь Аполлона (по преданию бог Аполлон покровительствовал искусству, а различным видам искусства - Музы; Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Мельпомена - муза трагедии и др.), свадебные песни, тренос - погребальная песня. Со временем появляются новые жанры и темы в музыкальном творчестве, например, военная тематика, исполняемая с помощью духовых инструментов (авлоса и металлических труб), лирическое пение под аккомпанемент флейты и струнных инструментов.
Расцвет лирического пения связан с именем поэта Архилоха, который ок. в 655 г. до н.э. основал музыкальную школу. Большой вклад в музыку внесли лесбосские поэты и музыканты Алкей и Сапфо. Для исполнения их произведений были введены новые инструменты - барбитон (разновидность лиры) и пектида. Классиком хоровой лирики был поэт и музыкант Пиндар (ок. 522-446 гг. до н.э.), автор гимнов и дифирамбов, застольных и победных од. Его произведения пользовались авторитетом в Византии, во Франции и Германии 16 века. На основе гимнов Пиндара появляется хоровое песнопение. Поэт, певец, кифаред (играющий на кифаре) Арион (ок. 600 г. до н.э.) выделил из хора корифея (актера-солиста), что послужило созданию трагедии, соединяющей в себе драму, музыку и другие виды искусства. Авторы трагедий, подобно лирическим поэтам, были одновременно и музыкантами (Эсхил, Софокл, Еврипид). Хор из “Антигоны” Софокла: “Много на свете сил, но сильней человека нет” стал национальным афинским гимном. Еврипид в своих произведениях ограничивал введение хоровых партий, сосредоточил основное внимание на сольных партиях актеров и корифеев.
Развитие виртуозного сольного пения связано с именами Кинесия (450-390 гг. до н.э.) и Филоксена из Киферы (436-380 гг. до н.э.). В Древней Греции существовали специальные объединения (коллегии) певцов, музыкантов и танцоров, которые проводили музыкальные состязания с участием хоров, аэдов - профессиональных исполнителей эпических песен о героях и богах, а также исполнителей на разных музыкальных инструментах. Распространены были состязания кифаредов.
Широкое распространение музыки в греческом быту вызвало появление музыкальных теорий. Многие крупнейшие античные мыслители занимались вопросами теории музыки и музыкальной эстетики (Гераклит 6-5 вв. до н.э., Пифагор 6 в. до н.э., Аристотель 4 в. до н.э. - он выделил в музыке гражданское, педагогическое и развлекательное значения). Многие понятия, установленные древнегреческими музыкантами и теоретиками - мелодия, ритм, гамма и др. существуют в современной музыкальной теории и практике, хотя в несколько ином толковании.
Древнегреческие музыканты использовали разнообразные инструменты, преимущественно струнные и духовые. Пожалуй, самым распространенным инструментом была кифара - струнный инструмент прямоугольной формы, который в 8 в. до н.э. имел 4 струны, в 7 в. - 7 струн, в 5 в. - 10-12 струн. Играли на кифаре стоя, держа ее перед грудью, мелодию исполняли левой рукой, а правой, отбивали ритм по струнам. Именно на кифаре играл один из самых любимых мифологических героев Орфей, изобретший музыку и стихосложение (ил.53). На лире играли дети и подростки, так как этот инструмент был проще, чем кифара. Самым распространенным духовым инструментом был авлос, похожий на свирель или гобой, имел резкий звук, считался инструментом бога Диониса. Исполнитель играл сразу на двух инструментах или на двойном авлосе. Популярной была и флейта.
Древнегреческая музыка, как и другие виды искусства, оказала большое влияние на музыку последующих эпох.
На протяжении последующих веков (средние века) многое из ценнейшего художественного наследия Древней Греции и эллинизма было утрачено. Но впоследствии на каждом из этапов расцвета гуманизма художники и поэты всего мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли свое воплощение дух гражданственности, утверждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения древних греков - шедевры человеческого творчества и сейчас доставляют нам глубокую эстетическую радость и вдохновляют современных мастеров культуры.