Архитектура Древнего Рима

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

Архитектура периода республики.

Об архитектурных сооружениях как о произведениях искусства можно говорить в период республики. Сооружения этого времени свидетельствуют о полном совпадении с греческими архитектурными ордерами (три круглых храма богини Весты,2-1 вв.до н.э. на форуме в Риме, на берегу Тибра, в Тибуре (в Тиволи), во всех них применен коринфский стиль). Монументальные сооружения в большинстве своем строятся из каменных пород - известняка, туфа, частично из мрамора. На греческую архитектуру ориентирован и храм Фортуны в г. Вирилис - небольшое сооружение из местного сероватого камня траверина (известняк). Как и в греческих постройках здание имеет прямоугольную форму, двухскатную крышу, ионические колонны, портик. Но есть и отличия: высокий цоколь, глубокий портик, полуколонны, украшающие здание, но не имеющие конструктивного значения. Храмы возводились множеству главных и второстепенных богов.

Разновидность дорического ордера в Риме называлась тоскансим ордером, коринфского и ионического - композитным.

Архитектура периода Империи.

Техника строительства не стояла на месте и постоянно совершенствовалась. Во времена империи римляне научились возводить своды и купола, что позволило увеличить размеры зданий. Открытие способа изготовления бетона дало возможность придавать стенам гладкую поверхность и расписывать ее фресками с монументальными фигурами и пейзажами. Сложилась техника создания кирпично-бетонных сооружений, облицованных снаружи известняком или мрамором. Специально обученные рабы окружали дома богатых людей садами. Строились и многоэтажные дома. В это время в строительстве начинает появляться арка. Арку изобрели не римляне, она была известна еще жителям Южного Междуречья в 3 в. до н.э., но именно в Риме арочное перекрытие широко применялось. Доказательством служат многие архитектурные сооружения того времени. Например, акведук через реку Гард близ Нима в Юж. Франции (акведук - водонос, сооружение в виде моста). Это единое сооружение, а не три моста. В верхней части канал, по которому текла вода. Арочное перекрытие позволяло создавать грандиозные сооружения. Так ширина пролета нижних арок акведука около 25 м. Ряды арок украшают мост, он кажется легким, как будто невесомым. Подобные акведуки сохранились во многих странах, некогда подвластных Риму. В период империи перед архитектурой встали новые задачи - возвеличивания личности императора и его власти. Поэтому римские постройки, возведенные из бетона и облицованные снаружи камнем, подавляли своей грандиозностью (греческие же - гармонировали с человеком, так как возвеличивали его достоинства). В Риме в период империи в связи с расширением границ государства, усилением торговли и ростом городской жизни строятся форумы, общественно административные здания - базилики, зрелищные сооружения (театры, амфитеатры, цирки), термы, дворцы и жилые дома, храмы, мемориальные сооружения, мосты, акведуки, триумфальные арки и многое другое. Золотым веком для всей римской культуры и для архитектуры в частности было время принципиата Августа (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.). В это время быстро развивается строительная техника. Строились акведуки, строились и ремонтировались водопроводы. Новый водопровод для Рима соорудил Агриппа (ок. 63 - 12 гг. до н.э., полководец и сподвижник Августа). Вода подавалась в общественные фонтаны, бани, частные дома знати, где комнаты и банные помещения обогревались горячим воздухом, поступающим из подвалов по трубам. Сам Август говорил, что застав Рим кирпичным (глиняным), оставит его мраморным. Помимо реставрации 84-х старых храмов были воздвигнуты новые, из которых особенно славились храмы Аполлона и Весты на Паллатине, включенные в комплекс дворца Августа, храм “божественного Цезаря”, храм Марса Мстителя на новом форуме Августа, продолжившем форум Цезаря, и Пантеон Агриппы с огромным куполом - замечательным достижением римской техники. Представляет значительный интерес построенный 13 г. до н.э. театр Марцелла - единственный частично сохранившийся в Риме театр античной поры. В отличии от греческих театров театр Марцелла основан не на скате холма, а на субструкциях и имеет трехъярусный фасад. До нашего времени сохранились лишь два нижних яруса этого театра. Не только в Риме, но и в италийских и некоторых провинциальных городах строились театры и цирки для гладиаторских игр, травли зверей, инсценировки сухопутных и морских сражений, для чего арена на время затоплялась водой.

Архитектура конца 1 в. до н.э. - начала 1 в. н.э.

Архитектура этого периода отличалась большой простотой композиционных решений. При императоре Нероне (37 - 68 гг.), который считал себя великим артистом, был построен в 50 г. н.э. архитектором Рабирием дворец, занимавший вместе с садами колоссальные участки на холмах Палатине и Эсквилине. Грандиозное императорское поместье в центре города включало, кроме дворца, группы строений, термы, фонтаны, акведуки, разнообразные увеселительные павильоны; парки, большое озеро, рощи и виноградники, сады были наполнены многочисленными статуями. Внутреннее убранство дворца отличалось сказочным великолепием: например, вращающийся потолок столовой был выложен пластинками слоновой кости, во время пира потолок раздвигался, и оттуда сыпались цветы. Стены комнат были облицованы различными сортами мрамора и так обильно украшены позолотой, что и дворец получил название “Золотого”. Дворец был разрушен почти целиком при Флавиях, на его месте были построены Колизей и термы Тита и Траяна. Искусство времени Клавдия, Нерона и династии Флавиев отличается от искусства предыдущего периода. Строительство в Риме приобретает грандиозные размеры, Рим превратился к концу 1 в. н.э. в великолепнейший город античности, приобрел облик столицы мировой державы. Новые постройки должны были не только равняться по красоте и изяществу греческим классическим храмам, но и превзойти роскошью и пышностью колоссальные сооружения Древнего Востока, храмы Египта, эллинистические дворцы Александрии и Пергама. Колизей (Коллосеум, ил.57) - великолепное сооружение архитектуры 1 в., потрясающее воображение современников и потомков. Амфитеатр Флавиев был заложен в 75 г. императором Веспасианом для народа и построен за 4 года. Главным строительным материалом был бетон - жидкая смесь извести, песка и щебня, отвердевшая в деревянных опалубках. Места для зрителей были облицованы мрамором. Снаружи Колизей представляет собой трехъярусную систему. Нижний ярус состоял из 80-ти арок - входов, позволявших 50 тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты. 80 арок второго яруса освещали кольцевое фойе, где шла бойкая торговля водой и съестными припасами (игры порой затягивались неделями; свободные римляне не работали и свой досуг проводили наблюдая гладиаторские бои, соревнования на колесницах, травлю диких животных, пантомимы и другие зрелища). 80 арок третьего яруса принадлежали галерее, с которой можно обозревать огромный город. Еще выше поднималась глухая стена с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: в жаркие дни для защиты от солнца на них над трибунами натягивали тент. Квадратные устои Колизея массивны, но благодаря приставленным к ним полуколоннам они не производят впечатления грузности. В нижнем ярусе полуколонны дорического ордера, во втором ярусе ионического, а в третьем - коринфского. Внешние диаметры полуовального Колизея составляли 188 и 156 метров, а диаметры арены соответственно равнялись 86 и 54 метрам. Высота внешней стены достигала 48,5 метра. На арене Колизея могли сражаться одновременно 300 пар гладиаторов. Гладиаторы до выхода на арену содержались в специальных казематах. Мечи, трезубцы, шлемы, щиты, им выдавали лишь на глазах у зрителей. Под ареной находились мертвецкие, так как купить здорового гладиатора было дешевле, нежели лечить больного, поэтому раненых добивали в специальных камерах. Яркую картину боя гладиатора - дакийца и римских нравов нарисовал М.Ю. Лермонтов в стихотворении “Умирающий гладиатор” (1836):

Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена;
А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его, сенатор,
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актер.
И кровь его течет - последние мгновенья
Мелькают, - близок час… Вот луч воображенья
Сверкнул в его душе… Пред ним шумит Дунай…
И родина цветет… свободной жизни край;
Он видит круг семьи, оставленной для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней…
Детей играющих - возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой…
Напрасно - жалкий раб, он пал, как зверь лесной,
Бесчувственной толпы минутною забавой…
Прости, развратный Рим, - прости, о край родной…

Под землей (5-6 этажей вниз) находились хранилища для красного песка, которым посыпали арену, вольеры для львов, тигров, пантер, конюшни для лошадей, загоны для быков.

В 400 г. гладиаторские игры, как языческое зрелище, были официально запрещены, и Коллизей опустел.

Грандиозное сооружение пережило четыре разрушительных землетрясения в 442, 486, 1349, 1698 годах; в него ударяла молния, и однажды на трибуны упал метеорит. Многократно Колизей становился жертвой пожаров, наводнений. Потом он стал замком итальянского феодала. С 14 в. отдан религиозным братствам и на оборудованной сцене здесь ставились религиозные мистерии. С середины 16 до середин 18 в. в Колизей был превращен в каменоломню: античный камень использовался на строительстве римских дворцов., на облицовку набережной Тибра. В 18 в. под сводами Колизея функционировал селитровый завод. В 1805-1807 гг. здание Колизея тщательно укрепляют. В 1848-1852 гг. восстанавливают внутренние лестницы и своды. Реставрации и научные работы были снова развернуты в 70-х гг. 19 в., когда Рим стал столицей объединенной Италии.

Колизей, как и многие другие монументальные сооружения античного Рима, всей своей массой, своими гигантскими размерами, строгой ритмикой всех элементов зримо, реально утверждал незыблемость социального строя своей эпохи, его идеологию и политическую систему.

Театры и амфитеатры сооружались в Риме и других городах империи в большом количестве. Особенно известны в Юж. Франции амфитеатры 1 в. Нима, Арля, театр в Оранже.

2 в. н.э. называют золотым веком Римской империи.

Это было время высшего расцвета рабовладельческой формации и в то же время начало общего кризиса.

В 1-й половине 2 в. н.э., при императорах Траяне и Адриане, в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений, но во 2-й половине столетия строительство в столице резко сокращается; мемориальные памятники становятся гораздо скромнее в размерах и украшениях, чем прежде.

Во времена Траяна в Риме работает крупнейший архитектор Аполлодор Дамасский. К 125 г. относится связанное с именем Аполлодора Дамасского крупнейшее сооружение римского зодчества - Пантеон (храм во имя всех богов, ил.55). Пантеон был построен из круглого нимфеума - бассейна, входящего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический объем перекрыт куполом диаметром 43,2 м. Пантеон выстроен из обоженного кирпича и бетона и облицован внутри мрамором коричнево-кофейных тонов. Внешне Пантеон суров. Главное в Пантеоне не внешний, а внутренний вид: благодаря куполу создается просторный зал без колонн. Купол разбит на квадратные углубления, уменьшается снизу вверх. От этого купол кажется еще выше, как будто вытягивается, становится яйцевидным.

Пантеон - одна из вершин архитектурного мастерства римлян, наиболее полно отражающая их строительные и эстетические принципы. Сооружение отличается исключительной монументальностью, необычайной простотой основных объемов, их четкой пропорциональностью и “взвешенностью”, а также безукоризненностью выработки всех деталей внутренней отделки.