Средневековое искусство
У историков принято называть средними веками - эпоху феодализма. В Европе она длилась много столетий - от падения Римской империи (конец 5 века) до буржуазных революций 17-18 веков. Для историка культуры и искусства этот период уже, он завершается в 14-15 вв., с началом эпохи Возрождения, и насчитывает около 1000 лет.
При всем многообразии особенностей средневековых памятников культуры в них есть общие черты. С одной стороны сильное влияние христианства (влияние религии и церкви пронизывало всю средневековую культуру Византии и Западной Европы), с другой стороны близость к народному творчеству (народные мастера создавали произведения искусства).
Церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Это относится и к искусству. Средневековое искусство религиозно не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, но и прежде всего потому, что оно формировалось в сфере религиозного мышления. Как церковное, так и светское искусство определялось учением христианства, его отношением к земному миру. Основной идеей учения было то, что земная реальность - это слабое отражение реальности неземной, вечной. Поэтому главной задачей искусства становится воплощение божественного начала. Земная реальность обесценивается. Вся система художественного изображения и строительства храмов была иерархирована и отвечала представлениям о сотворении мира, это была “Библия для неграмотных” - знакомство с сюжетом святого писания.
В то же время средневековое искусство не знало деления на профессиональное и народное. Творцами шедевров искусства были безымянные мастера, занимавшие в обществе скромное положение ремесленников (“Маленькие люди были великими мастерами”).
Искусство средних веков сформировалось на сложной основе. Оно впитало в себя христианство поздней античности, традиции классической древности, элементы культуры варварских племен и в некоторых местах соприкоснулось с Востоком.
В разное время средневековую культуру оценивали по-разному. До установления буржуазного строя средневековая культура считалась беспросветным варварством. Впервые искусство средних веков было открыто писателями-романтиками (“Собор Парижской Богоматери” В.Гюго). После внимательного изучения памятников был сделан вывод, что средневековая культура - этап в общем процессе развития культуры человечества. Никто больше не отрицает высокого мастерства средневековых художников и их достижений в области синтеза искусств, решения монументальных задач, проникновения в духовный мир человека.