Архитектура Византии
Архитектура, как и другие виды искусства, отталкивалась от греческих традиций, тем более, что первые века она развивалась в условиях позднего рабовладельческого государства. Но уже в 4 в. возникли новые типы храмов, принципиально отличавшиеся от своих античных предшественников, - церковные базилики и центричные купольные здания, главным образом баптистерии (базилика св. Дмитрия в Салониках,5 в. и др.). Эти постройки отличались скупостью и простотой наружного облика и в то же время богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения.
Высочайшего подъема зодчество Византии достигло в 6 в. По границам возводились многочисленные укрепления. В городах сооружались дворцы и храмы (церкви Сергия и Вакха в Константинополе, 526-527 гг. и Сан-Витале в Равенне, 526-547 гг., храм св. Софии в Константинополе, 532-537 гг.).
Исторические потрясения, пережитые Византией в 7 - нач. 9 вв., вызвали существенный перелом в художественной культуре. В зодчестве в это время совершился переход к крестово-купольному типу храма. Здание храма венчалось куполом. Купол покоился на 4-х столбах, соединенных арками, так что в плане получался квадрат. В дальнейшем к подкупольному квадрату со всех сторон пристраивали по квадратной ячейке, так что получался символ христианской религии - крест. С 9 в. плану церкви стали придавать крестообразную форму с помощью 4-х цилиндрических сводов, как бы врезавшихся в подкупольное пространство, что создавало нарастание архитектуры снизу вверх, это подчеркивалось и живописным декором. В 9-12 вв. наблюдается новый расцвет искусства Византии, в это время окончательно утвердился крестово-купольный тип храма (храмовый комплекс Пантократора, 12 в. в Константинополе, цер. Богоматери в Салониках, 1028 г. и др.), который в 11 особенно в 12 вв. становится более миниатюрным, и начинает украшаться и снаружи. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового. В 14-15 вв. средневековое зодчество Византии впитывало мотивы итальянского ренессансного зодчества (дворец правителей Мистры, 13-15 вв. и др.), но турецкое иго задушило эти новые тенденции.
Лицом архитектуры всей империи был Константинополь, который носил название “Новый Рим”, и действительно был похож на античный Рим с его триумфальными колоннами, обширными площадями, с акведуками и термами. Город был окружен мощными оборонительными сооружениями: кольцо каменной стены и глубокий ров двумя концами упирались в море. Главные ворота были укреплены надолбами и подъемным мостом, они же были триумфальной аркой и назывались “Золотые ворота” - ворота, охраняемые самим богом.
Константинополь рос не планомерно, а стихийно, подобно восточным городам. Часть территории Константинополя занимали монастыри, они были подобны крепостям. Каждый был окружен стенами из плинфы (плоские кирпичи), соединенной светло-розовым раствором. Центром монастырей были церкви. Византийцы не заботились о их внешнем облике. Храмы были зажаты жилыми постройками, хозяйственными дворами. С улицы были видны лишь купола, блестевшие поливной черепицей или позолоченной медью. В отличии от античных архитекторов, придававших большое значение объему святилища, константинопольские зодчие главное внимание уделяли интерьеру церкви. Потому, что здесь, в подобии царства небесного, большую часть жизни в молитвах проводили не только монахи, но и миряне.
Христианские храмы произошли не от языческих храмов, а от римской базилики (прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн на продольные части - нефы). Однако, они росли вверх, предназначенные для восхождения души к сияющим небесам.
Убранство внутренней части храма подчинялось строгим правилам, установленным церковью. Сразу за порогом храма узоры мраморного пола уводили взгляд к полукруглой восточной стене, где обычно изображалась богоматерь с младенцем в пурпурном покрывале и темно-синих одеждах на золотом фоне. Она воплощала идею жертвенного материнства. В центре купола изображался темнобородый Христос Вседержитель. Он, суровый, не знающий снисхождения, смотрит на каждого и каждому воздает по делам. В куполе бога окружали архангелы - небесные воины-хранители в одежде унизанной жемчугом. Под архангелами в подкупольном барабане располагались фигуры апостолов - учеников Христа, выполненные в нежно-зеленых, светло-голубых, розовых, жемчужных и пепельных тонах. Фигуры апостолов обычно помещались между окон (учение - свет, апостолы распространяли учение Христа). На парусах, на которых покоится купол, изображались 4 евангелиста Марк, Матфей, Лука, Иоанн. Столбы под куполом украшались изображениями святых мучеников, пострадавших за веру и Христа (опора мироздания).
Находясь в храме у подножия столбов, человек со смирением ощущал ничтожность места, которое уготовано ему в основании иерархической пирамиды, и в то же время осознавал себя неотъемлемой частью этого величественного сооружения и это наполняло его гордостью.
Византийские христианские храмы возводились в качестве модели небесного царства. Главным из них считается храм святой Софии в Константинополе.
София Константинопольская (532-537 гг., ил.71) - трехнефная базилика с куполом, построенная архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета (неф - часть помещения, ограниченная с одной или обоих продольных сторон колоннами). Храм Софии, вместе с дворцом василевса (императора) был центром Константинополя и считался “пупом” всего мира.
Издалека, с подплывающих к Константинополю кораблей, святая София казалась бесформенной. По-иному она выглядела внутри (ил.74). По словам византийского писателя, каждый, “кто вошел в этот храм, чувствует, что храм не есть дело людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества, а душа, обращаясь к небу, знает, что бог здесь, близко и что это дом его, который он избрал для себя”. Неслучайно, побывав в святой Софии, послы русского князя Владимира приняли решение, что Русь должна быть православной, так поразил их храм своим внутренним убранством и действом, проходившем в нем.
”Небом”, к которому обращалась душа византийца, был колоссальный купол, поднятый на непостижимую разумом высоту. Весь купол можно было рассмотреть со входа, так как он выкладывался в виде перевернутой плоской чаши. Купол был “отрезан” от 4-х столбов барабаном с 40 окнами, и как-будто парил. Если в Риме старались подчеркнуть устойчивость и прочность постройки, то в Византии старались придать впечатление неземного, впечатление невесомости. Главным средством дематериализации было мерцание кубиков, из которых составлялась мозаика (мозаичные изображения святых находились на строго определенных им местах). Кубики изготовлялись из полупрозрачной смальты. Переливаясь, они лишали глаз возможности оценить расстояние от стены, арки, свода, плотны или бестелесны стены, неподвижны они, или колеблются.
Главный неф Софии имеет сверхчеловеческие масштабы (бесконечность бога). Он был сценой, на которой совершалось богослужение с песнопениями и речитативами, ритмическими движениями, воспевающими историю жизни Христа. Боковые нефы были “зрительным залом”. Духовный спектакль был разбит на 365 действий. В определенный день из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век перед алтарем св. Софии разворачивались события из жизни Христа в установленной церковью символической форме.
Важнейшей частью богослужения считалась литургия, посвященная рождению и смерти Христа. Священник с вином и хлебом в драгоценных сосудах входил в алтарное полукружие и возлагал сосуды на алтарь. Под пение хора за ним затягивался занавес, с тем чтобы ритуальные действия не проходили на глазах мирян. Затем занавес раздвигался, священник выходил к молящимся, но теперь вино и хлеб считались превратившимися в “истинную” кровь и “истинную” плоть Христа. Вкушая частицы просфоры и отхлебнув вина , человек верил, что становиться причастным божеству.
Архитектура, мозаичная живопись, хоровая музыка, сияющие свечи, ослепительный блеск драгоценной утвари, курящиеся благовония вызывали у молящихся ощущение, что дух вознесся к богу и витает в облаках, убеждение, что бог находится поблизости.
Службу в храме св. Софии отправлял глава византийской церкви - патриарх, носивший титул вселенского, и главы церковных округов - епископы, находившиеся в этот день в городе. Духовенство ослепляло великолепием священного облачения, хор поражал своей слаженностью.
Из важных ритуалов, проходивших в храме, была коронация. Считалось, что этот обряд смывает с коронуемого все бесчестия и любое преступление, превращает его в живую икону. Носить императорский сан означало превратиться в живой “образ” Иисуса Христа и исполнять роль его наместника. И сановники лобызали стопы императорских ног, обутых в пурпурные сапожки, как величайшую святыню. И все же в отличии от своих римских предшественников и греческих царей, византийский император не был богом, в знак чего одновременно с символом земной власти - золотым шаром - вручался символ тленности - мешочек пыли.
Печальна была судьба этого величественного храма. Гордость Византии св. София была осквернена, опустошена и разграблена рыцарями-крестоносцами в 1204 г. А в 1453 г. в св. Софию, торжествуя победу, въехал по трупам на белом коне Мехмед II, дивился красоте храма и приказал превратить его в мечеть. Но в памяти людской он навсегда останется произведением византийского христианского искусства.
Не лучшая участь постигла и “Новый Рим”. Некогда великий град Константина на берегах Босфора, славившийся своей роскошью и блеском изысканной культуры, знавший мало соперников среди городов средневековой Европы, в 1453 г. лежал в развалинах. Его гибель произвела потрясающее впечатление на многие страны и народы Европы. Судьба его оплакивалась в многочисленных народных “Плачах” и в поэтических произведениях. Армянский поэт Аракел Багешский так оплакивал гибель столицы державы ромеев:
Окружили тебя неверные
И осквернили, Византия,
Стала посмешищем ты
Для соседей язычников, Византия,
Как виноградник роскошный,
Ты цвела, Византия,
Сегодня плод твой стал негодным,
Колючкой стал, Византия.
Жилье и интерьер.
Если культовые здания, дворцы и общественные постройки снаружи были просты и “оголены”, то внутреннее убранство было богато, роскошно, изощренно и даже перенасыщенно (в искусство и быт вторгалась роскошь, пришедшая с Востока, активно вытеснявшая традиции античного искусства). Дворцовые сооружения византийской империи представляли собой сложные комплексы зальных помещений и дворов, располагавшихся с использованием рельефа местности. В некоторых своих частях дворцы имели несколько этажей. Большой Императорский дворец в Константинополе был спланирован на террасах, спускавшихся к Мраморному морю. В нем было несколько перистилей, множество залов и палат (Золотая, Медная, Порфировая и др.). Группы помещений соединялись переходами и галереями. В систему дворца входили церкви, часовни, сады, террасы, площадки.
Интерьеры оформлялись средствами монументальной живописи (фреска, мозаика). Полы обычно застилались мраморными плитами, уложенными в виде орнамента.
В интерьерах церковных и светских сооружений значительную роль играли произведения станковой живописи - иконы.
Иной, чем в Риме, стала мебель - она утратила изысканность пропорций и линий, формы ее стали отличаться грубоватостью. Получают распространение табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Для отделки парадной мебели использовались дорогие материалы - золото, драгоценные камни (трон императора Юстиниана II), серебро, слоновая кость, применялась инкрустация из металлов со смальтой, эмалями, цветными металлами.
В быту применялись разные чаши, блюда, различные по формам сосуды религиозного и бытового назначения, богато украшенные ларцы.
В интерьер вводились занавеси, покрывала, скатерти, мягкие декоративные подушки, на креслах, диванах. Для этого использовались богатые узорчатые ткани местного и восточного производства. В обиход со временем вошли мягкие и низкие диваны, типа тахта, заимствованные в Персии.
Архитектура, как и другие виды искусства Византии, по выражению немецкого ученого К. Маркса, была “золотым мостом” между Востоком и Западом.