Живопись Византии

Особо значительную роль в искусстве Византии играла живопись, прежде всего монументальная - мозаика и фреска, а со временем и икона. Центральное место в искусстве занимало изображение человека. Греческие традиции сохранились в передаче анатомии, в драпировках. Однако главное внимание византийские художники уделяли духовному, внутреннему образу человека, восходящему к божественному прототипу.

Наиболее полное представление о характере ранневизантийских мозаик и росписей, о и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны (мозаичные изображения в главной апсиде императора Юстиниана со свитой и его жены Феодоры в цер. Сан-Витале, ок. 547 г. и др., ил.75).

Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, которой украшались своды и верхние части стен. Нижние части стен покрывали разноцветными плитами, иногда с инкрустированной и орнаментальной живописью (мозаики мавзолея Таллы Плацидии, 2-я чет.5 в.).

Постепенно античные традиции уступают место средневековым. Архитектурно-пейзажные фоны мозаик сменяются отвлеченно-торжественными золотыми фонами, изображения становятся плоскостными и линейными, колорит - условным: золотой цвет обозначает божественность, пурпур - царственность (голова Богоматери на иконах и мозаиках покрывалась пурпурным покрывалом), синий - знатность.

В 9-10 вв. росписи храмов приводятся в строгую систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определенном иерархическом порядке и подчиненными композиции крестово-купольной постройки. Во внутренние интерьеры храмов начинают вписываться иконы. В монументальной живописи продолжают господствовать возвышенные образы людей. Эта очеловеченность византийского искусства отличает его от многих великих искусств средних веков.

С 9 в. по 1204 г. создаются великолепные мозаики и росписи в Софии константинопольской.

В 11-12 вв. распространяется фресковая живопись, имеющая характерные особенности в различных областях Византии (наивно-примитивные росписи в пещерных церквях Каппадокии и др.).

В кон. 13 - нач.14 вв. монументальная живопись переживает вновь кратковременный расцвет, связанный с возвращением к античным традициям конкретному изображению реальности (мозаика в цер. Апостолов в Салониках, ок. 1315 г., монастыря Хора в Константинополе, нач. 14 в.).

Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12 вв. развивается своеобразный вид станковой живописи - икона. Она выполнялась техникой яичной темперы или восковыми красками (энкаустика). Монументальная живопись оказала значительное воздействие на икону. Как и в мозаике, в иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон - условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иесуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса.

Крупнейшим произведением этого вида искусства является икона столичной школы Владимирская Богоматерь, исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери, ил.72). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Тонкие черты лица Богоматери, слегка обозначенные изогнутыми линиями, полны сдержанности и благородства. Мягкие тона живописи, оливково-розовая, теплая гамма красок соответствуют строгоочерченному изящному рисунку. Прозрачность легких теней смягчает резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками. Контраст линейного и живописного исполнения подчеркивает одухотворенность образа Богоматери, который стал образцом для многих поздних воспроизведений и подражаний. (Икона хранится в Третьяковской галерее в Москве).

Своеобразным жанром живописи стала и книжная миниатюра, которая в 9-10 вв. переживала период своего классицизма, так как миниатюры помещались не на полях, а занимали целые страницы кодекса и заключались в орнаментальные обрамления. Большое место в миниатюрах отводилось пейзажу, данному в перспективе, архитектурному фону ("Хлудовская псалтирь", 9 в.). Встречаются аллегорические изображения. Например, ночь - женщина с перевернутым факелом, мелодия - женщина с музыкальным инструментом ("Парижская псалтирь", 10 в.). В дальнейшем, в 11-12 вв., книжная миниатюра, как и монументальная живопись, становится более условной (условен пейзаж, архитектура). Книжные миниатюры были замечательны по колориту, они переливались яркими и чистыми цветами - синим, красным, зеленым на золотом фоне. Изумительны по тонкости орнаментальные заставки и инициалы, включающие растительный и геометрический орнаменты, фигурки птиц, животных, иногда людей.

Особо распространенным видом рукописных книг являлось Евангелие, текст которого начинался с изображения евангелиста и сопровождался иллюстрациями евангельских сцен. В некоторых наиболее драгоценных кодексах встречаются портреты заказчиков - императоров и членов их семей (изображение императора Никифора Вотаниата, 1078-1081 гг. в "Слове" Иоанна Златоуста).

Искусство скульптуры было представлено рельефными изображениями на церковной утвари.

Круглая пластика была запрещена церковью.