Декоративно-прикладное искусство Византии

Константинополь нередко называли "мастерской великолепия", ибо отсюда по всей империи расходились шерсть для плащей, полотна для хитонов, цветные шелка для облачений и придворных одежд. Константинополь славился своими мастерами, умевшими выдувать из стекла сосуды для благовоний, светильники и лампады. В Константинополе делали подвесные светильники, отлитые из бронзы, в форме драконов, рыб, верблюдов, и только в одном Константинополе умели изготовлять украшенные рельефами и золотой наводкой бронзовые двери для особо почитаемых храмов и императорских дворцов. Мастерские, изготовляющие узорный бархат с применением золотой и серебряной нити, обслуживали исключительно императорский двор, а серебряники, работавшие на нужды императорского двора имели и лавки в Серебряном ряду. Их изделия поражали изысканностью форм, виртуозностью техники чеканки и гравировки. Пиршественные и богослужебные сосуды не знали себе равных (ил.76).

Византийские серебряники часто заимствовали мотивы с римских и греческих образцов. Однако их прежде всего привлекало человеческое лицо в качестве выразителя духовной жизни человека.

Высокого уровня достигла обработка полудрагоценных и драгоценных камней, изготовление керамики с изображением фантастических птиц и животных.

В 7 в. византийская церковь категорически запретила ваяние круглой скульптуры (ведущий вид искусства в античности), это приравнивалось к идолопоклонству. На улицах и площадях осталось немного античных рельефов и скульптур из мрамора и бронзы. Правда, византийцы относились к ним подозрительно и крестились, проходя мимо статуй, однако не стесывали у них лиц, как это делали мусульмане, и не жгли мрамор на известь в печах, как это делали западные католики. Античные памятники воспринимались как связь империи с древним прошлым.

Рельеф был разрешен церковью. В 9-10 вв. создавались рельефные иконы, алтарные преграды и капители, украшенные декоративной резьбой. Человеческая фигура осталась главным объектом и искусства резьбы по кости и камню (ил.73). Мастера изготовляли и продавали образки и трехстворчатые складки, перед которыми византийцы молились в дороге. Изготовляли коробочки для драгоценностей (мощи святых) - пиксиды, из слоновой кости с изображением евангельских сцен. Для бедняков образки вырезались из дерева, для богатых из полудрагоценных и драгоценных камней. Считалось, что лик святого должен сопровождать византийца всегда. Изображение святого было канонизировано: поза, одежда, наклон головы - все было установлено церковью.

Утонченное, изящное, виртуозное мастерство византийских ремесленников ценилось во всем мире, однако зарабатывать свой хлеб трудом считалось в Византии недостойным. Только труд каллиграфа считался подвигом во имя божье.