Искусство Каролингской империи (кон.8 - сер.9 вв.)
Последняя четверть 8 в. и 1-я половина 9 в. в странах Западной Европы характеризуется подъемом искусства. Это связано с ростом политической мощи франков и созданием Карлом Великим первой империи средневековья. Эта империя, охватывающая почти всю христианскую Европу (кроме Британских островов и северо-западной Испании) не была внутренне едина и была непрочным государством. Ее искусство получило название каролингского и было искусством господствующих кругов. Идеи интеллектуального порядка шли рука об руку со стремлением монархии к великолепию и пышности, которые отвечали идее величия императорской власти. Искусство вновь угасло с распадом империи Карла Великого и нашествием норманнов, венгров и сарацин. Этот период называют еще “Каролингское возрождение”, так как каролингская культура сознательно обратилась к наследию поздней античности. Сам Карл Великий был выдающейся личностью, он понимал необходимость просвещения и старался наладить его распространение. Он основал школу, в которой дети вельмож обучались вместе с его сыновьями поэзии, риторике, диалектике, астрономии. Сам Карл I владел латинским и греческим языками, но в грамоте до конца дней не был силен. Его биограф и зодчий Эйнгард писал, что Карл страстно хотел научится писать: “для этого возил с собою на постели под подушкой дощечки и листки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно”. Но он сумел окружить себя людьми образованными и покровительствовал искусству.
Архитектура
В архитектуре использовались арки, древнеримские формы в сочетании с варварскими традициями. Сооружения получались тяжеловесными (собор Карла Великого в Аахене). Каролингские архитекторы подготовили появление романского стиля.
Живопись
Постоянной и важной частью внутреннего убранства церквей, монастырей и дворцов были росписи в технике мозаики и фрески. Уцелели единичные памятники. Мозаики были яркими по колориту (заимствование из восточной культуры Сирии), внушительны по размерам, с немного наивными образами. Роспись в церквях делалась, чтобы неграмотные могли прочесть слово божье. Больше сохранилось книжных миниатюр. Каролингские книги писались в 2-х мастерских в Аахене- главной резиденции Карла Великого. Книги в большинстве своем были религиозными и предназначались для высшего духовенства и придворно-аристократического круга. Они характеризовались декоративной пышностью, которая достигалась преобладанием техники гуаши и применением золота. Особо богато украшались книги предназначенные для императоров и королей. Миниатюры, иллюстрирующие сюжеты книг, многое унаследовали из ирландской и французской миниатюр.
Скульптура
Подъем искусства, характерный для периода Каролингской империи, не захватил монументальной скульптуры. Зато мелкая пластика, в частности рельефы из слоновой кости были распространены и отличались большим мастерством. Они служили украшением для окладов книг, церковной утвари. Высоким качеством отличались изделия из серебра. До нас дошли единицы, но это подлинные шедевры. Серебряных дел мастера делали и маленькие статуи, в которых деревянная основа оббивалась металлическим листом (статуя св. Венеры, 985 г., в церкви Сент-Фуа в Конке). Отливали статуи и из бронзы (статуя Карла Великого, 860-970 гг., ил.78) Империя Карла Великого была недолговечной, первые симптомы ее распада сказались еще при жизни самого императора. При ближайших же его приемниках этот процесс усилился в еще большей степени. Империя погибла от междоусобиц и набегов арабов, венгров и особенно норманнов (викингов). Для Европы началась длительная и повсеместная полоса бедствий. Многие монастыри, города, замки были разорены, памятники архитектуры разрушены, произведения изобразительного и прикладного искусства разграблены. Художественная жизнь пришла в упадок. Конец 9 и 10 столетия является самым темным периодом в истории искусства западного средневековья. Лишь в самом конце первого тысячелетия нашей эры, когда норманны, главный бич Запада, осели на севере Франции и опасность их набегов миновала, Западная Европа вступила снова в полосу более нормального существования.