Романское искусство (11 - 12 вв.)

В 11-12 вв. в большинстве стран окончательно оформились феодальные отношения, наступает экономическое оживление, а вместе с тем и новый подъем культуры. В искусствоведческой литературе эта фаза, соответствующая времени наивысшего развития феодализма, получила название романского стиля. Термин этот появился в 19 в., когда были обнаружены связи архитектуры 11 и 12 столетий с древнеримской архитектурой (применение полуциркулярных арок и сводов). Термин "романский стиль", возникший по аналогии с термином "романские языки", достаточно условен, однако он вошел во всеобщее употребление. 11 в. рассматривается как время раннего романского искусства, 12 в. - зрелого романского искусства, Хронологические рамки для отдельных областей Европы не совпадают: в Италии и Германии романский стиль занял половину 13 в., а в северо-восточной Франции закончился в середине 12 в. Господство феодального натурального хозяйства, неразвитость обмена и самостоятельность феодалов повлекли за собой известную обособленность явлений культуры и искусства. Архитектура и искусство Европы 11-12 вв. отличаются обилием и разнообразием локальных школ. Но именно в это время возник общеевропейский стиль, подчинивший себе местные художественные традиции. Связующую роль между землями и государствами играла церковь. В 11-12 вв. церковь достигла вершин могущества. Её духовное влияние было безграничным. (Духовенство было единственным грамотным сословием.) В ее руках сосредоточились огромные материальные богатства благодаря паломничеству к святым местам и реликвиям - мощам святых (11-12 вв. - время наивысшего подъема культа святых), позже - крестовым походам и т.д. Особо возросла роль монастырей. Возникли общеевропейские монастырские объединения (самое могущественное возглавлялось в 11 в. бургундским аббатством Клюни). Церковь была главным заказчиком произведений искусства, поэтому романское искусство может быть названо монастырским. Большую роль в развитии европейской экономики, культуры и искусства сыграли крестовые походы (походы вооруженных паломников) в Палестину. Вместе с пестрой толпой паломников из страны в стану следовали строители, живописцы, ремесленники, которые менялись опытом между собой и способствовали развитию искусства.