Архитектура в романском искусстве

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

Церковное зодчество

Основным видом искусства в романский период являлась архитектура, преимущественно церковная. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным влиянием античного, византийского и арабского искусства (в зависимости от местных условий). Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом являлся тип базилики, усложненной, в плане и композиции. Распространенной особенностью романских храмов являлось наличие под хором (восточная часть храма для духовенства) небольших подземных помещений служащих местом хранения реликвий, а также для погребений. Стены романских зданий отличались большой толщиной и создавали впечатление мощи. Оконные и дверные проемы очень узки. В очертаниях форм преобладали простые горизонтальные и вертикальные линии, также полуциркулярные арки, применяемые в дверях, окнах и аркадах. Внешний вид величественно строгий и суровый. Гладкие стены храмов мастера украшали декоративными рельефами: геометрический орнамент, завитки, звери, человеческие изображения. Романская пластика запечатляла в камне евангельские сюжеты, поэтому изображение человека главенствовало. Но образ зверя не исчезает в ней. Чаще всего это образ свирепого фантастического чудовища (чудовищные кентавры, дикие львы, коза-кони, козло-рыбы, зверозмеи). Кусая и пожирая друг друга, чудовища переплетаются на стенах христианского храма в чисто “варварской” художественной традиции. Это выплеск ощущений маленького человекам верившего в дьявола, боявшегося злого начала, от которого нет нигде спасения. Церковь боялась таких украшений, и считала, что они могут ввергнуть прихожан в соблазн неподчинения и непослушания, поэтому требовала от ремесленников строгого соблюдения догм. Суров и строг интерьер романского храма. Сначала вертикальное перекрытие было плоским, потом появились своды. Большим достижением романских архитекторов было строительство крестового свода - перекрещивание под прямым углом отрезков полуциркулярных сводов равного радиуса. Такой свод оказывал давление на 4 опорных точки, что позволяло облегчить стены здания. Центральное положение в романской архитектуре занимает Франция (Франция в это время была более или менее единой страной), в ней наблюдается богатство форм и решений конструктивных проблем. Во Франции существовало несколько архитектурных школ: в Бургундии, в Нормандии, в Оверни и др. Примером одной из школ является церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11-12 вв., ил.80). Это зальный невысокий, малоосвещенный храм, с простым планом. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилиндрическими сводами и общей двускатной крышей. Классическим образцом бургундской школы была грандиозная пятинефная главная церковь аббатства Клюни (1088-1107 гг.), служившая образцом для многих храмовых построек Европы и разрушенная в начале 19 в. Германия была более раздробленной и более отсталой страной. Античная цивилизация ее коснулась в меньшей степени, а варварское наследие было более сильным и устойчивым. В романское время в Германии было создано много архитектурных памятников, отражавших все многообразие местных архитектурных школ, из которых наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Грандиозность - отличительная черта соборов, созданных в богатых императорских землях. Соборы кажутся каменными твердынями непоколебимыми и непреклонными (Вормский собор, 1171-1334 гг.) . Здесь мало скульптуры и она живет своей жизнью не сливаясь с архитектурой. Ее образы: медведи, бараны, лев, терзающий человека, наполнены народной фантазией и в них видна беспощадная правда жизни. ил.81). В итальянской архитектуре мощным был отпечаток византийского искусства. Но романское искусство развивалось в ином направлении. Интересные памятники этого времени находятся в городе Пиза - крупном экономическом и культурном центре (соборный комплекс: Собор, 1063-1118 гг., Кампанила - знаменитая “Падающая” башня (нач.1174 г.) и Баптистерий - крещальня, 1153-14 в.). Эти постройки по-романски величественны и грандиозны, и совсем по-новому легки и изящны - это арочная симфония.

Светское зодчество

По сравнению с церковным строительством светская архитектура романского периода гораздо более скромна. К этому времени складывается тип жилища феодала - замок (ил.79). В это время он похож на крепость, В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно замок располагался на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря. Он служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом (входом) был окружен рвом, монолитными каменными стенами увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная башня (донжон) - жилище сеньора и последний оплот в случае осады (замок Гайар на Сене, 12 в. и др.). Донжон представлял собой трехэтажное сооружение 1-й этаж - кладовая и помещение для прислуги, 2-й - зал и спальни, 3-й - самый большой зал. Аналогичный характер имели и укрепления городов. Их обносили многочисленными башнями, соединенными с высокими каменными стенами. Строительные формы отличались простотой. Лишь в отдельных случаях встречается декоративное убранство на замках королей, могущественных феодалов, епископских дворцах. Жилища рядовых горожан имели скромные размеры. Обычно они состояли из двух этажей: нижний с аркой выходил на улицу, служил мастерской или лавкой, верхний же предназначался для жилья. Перекрытия были сводчатые и балочные.

Жилье и интерьер

Внутреннее убранство (интерьер) в романское время имел особенности. Важным элементом интерьера был открытый очаг, завершающийся вытяжным навесом - козырьком. В вечернее время очаг давал дополнительное освещение. В парадных залах, комнатах замков и богатых городских домов каменные стены (камень основной строительный материал в романское время) иногда декорировались росписью, частично покрывались декоративными тканями, нередко восточного происхождения; применялась обшивка стен деревом. В 11-12 вв. возникают небольшие витражи - остекление в виде мозаики из маленьких цветных стекол, скрепленных свинцовыми “горбылями”. Но в целом самые парадные помещения в романской архитектуре сохранили простоту, лаконизм и суровость убранства. Мебели было мало - скамьи, сундуки - кофры, которые служили и сиденьями, и кроватями, и располагались вдоль стен, немногочисленные табуретки и стулья с высокими спинками. Мебель украшали резьбой и раскрашивали в яркие цвета, накладки изготовляли из кованного железа. Появляются шкафы простейшего вида. Прямоугольные столы были без ножек, а поддерживались боковыми щитами, или на одной ножке. На произведениях прикладного искусства, на мебели, тканях, бытовой утвари часто применялся орнамент, сложившийся в результате воздействия византийского искусства и местных традиций (плетенки, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения и животные, ленты, извивающиеся лозы винограда).