Живопись в романском искусстве

Монументальная живопись

Формы романской архитектуры - обилие плоскостей спосо6ствовали распространению монументальной живописи, которая переживала расцвет уже в 11 в. Кроме Италии, где сохранились традиции мозаичного искусства, обычным видом монументальной живописи была фреска, новым видом искусства был витраж. Значительные памятники изобразительного искусства созданы во Франции, которая была в центре формирования нового искусства. Здесь преобладали два направления: "школа светлых фонов" ( Центральная и Западная часть Франции) и "школа синих фонов" (Бургундия и Юго-Восток). Многоцветные фресковые росписи покрывали пестрым ковром поверхности апсиды, стены нефов, притвора и сводов ("Постройка Вавилонской башни"). Фреска церкви Сен-Савен в Пуату, 2-я пол. 11 - нач. 12 вв., ("школа светлых фонов"). Произведения "школы синих фонов" - фрески монастыря Берзе-ла-Вилль (изображение Христа). Плоскостная живопись с контурным рисунком и локальными цветами подчеркивала массивность церковных и монастырских стен. Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы. На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых - популярной литературы того времени. О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 в., Париж, Байе, собор). В ней прослеживается другая особенность романской живописи - реалистические тенденции. На огромном настенном ковре (70 м в длину и 0.5 м в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 г. События следуют одно за другим. Подробно и обстоятельно передают детали. Остро подмечена энергичные, порой уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли. Резкие очертания силуэтов, яркие цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры, вышитые ковры украшали жилые покои и стены храмов. В Германии монументальная живопись развивалась бурно на рубеже 10-11 вв. во время императора Оттона ("Оттоновское возрождение") на основе Каролингских традиций. В Италии центром романской живописи был Рим - столица католицизма и районы Средней Италии. Важным памятником является фрески подземной церкви Сан Клемемте в Риме, посвященные житию Алексея. Много сохранилось мозаичных изображений. Сохранились интересные фрески с графической манерой рисунка в Испании.

Книжная миниатюра

Своеобразной отраслью живописи была книжная миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. Особый расцвет она получила в Англии под названием англосаксонская. Делалась она цветными чернилами и акварелью и оказала большое влияние на французскую миниатюру, которая, в свою очередь, выполнялась в линеарно-плоскостном стиле и имела насыщенный колорит. Интересна была миниатюра и Германии в эпоху династии Оттонов, выполняемая тоже в линеарно-плоскостном стиле ("Евангелие Оттона III").