Скульптура в романском искусстве
В этот же период наблюдается возрождение монументальной скульптуры, тоже тесно связанной с зодчеством: романские скульптуры существовали лишь в форме рельефа на стенах храмов. (Это было отходом от раннехристианских традиций, когда христианский храм был скромен и строг снаружи.) Скульптуры фасада играли роль назидания паломникам. В своих произведениях романские художники и скульпторы не стремились создавать иллюзию реального мира: композиции были плоскостными и не создавали ощущения пространства и глубины; фигуры были равными по масштабу в зависимости от религиозной иерархии (Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь, больше простых смертных), на столбах и колоннах фигуры удлиненные, а на фризах короткие; пейзаж изображался условно. Человеческая фигура была лишена материальности: пропорции произвольны, объемность относительна, одежда (складки) изображалась произвольно. Но рядом с религиозно-аскетичными изображениями находились очень выразительные сцены реальной жизни: строители, строящие дом, воины в кольчугах и шлемах, с копьями, мореплаватели на кораблях и т.д. Очень любили изображать средневековые мастера нечто фантастичное и необычайное, диковинные растения, птицы, животные и т.д. - это заимствования у варварского и античного прошлого, у Византии, Ирана и даже у Дальнего Востока.
В скульптуре основным материалом служил камень, в центральной Европе -преимущественно местный песчаник. В Италии - мрамор. Распространено было и литье из бронзы (в Германии), изготовление скульптуры из дерева, раскрашенной красками.
Величественны и многообразны шедевры французской романской скульптуры. На тимпане (полукруглая углубленная часть - стены над дверью или окном) в церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125-1130 гг.) изображена грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов. Фигура Христа отделена от апостолов сиянием в виде овала, исходящим от божества. Христос исполнен пафоса, апостолы смятены, что выражено в движениях их фигур. Интересен тимпан собора Сен-Лазар в Отене (1130-1140 гг.). В его изображениях сочетается возвышенное и повседневное. В сцене “Страшного суда” рядом с грозным и величественным образом Христа изображен комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающихся плутовством дьявола и ангела. В бургундской школе появляются и более человечные, даже поэтично-прекрасные образы. Это рельефный образ Евы, которая скользит среди колышущихся трав и деревьев. Она, не знающая зла, срывает плод запретного древа познания (рельеф портала собора в Отене, 12 в.).
В Германии (германская скульптура была в основном сосредоточена внутри храмов) в изобразительном искусстве мы не встречаем красивых женских образов. Ева на знаменитых бронзовых дверях церкви св. Михаила в Гильдесгейме, отлитых в оттоновский период романского искусства, согнутая, придавленная ужасом и стыдом под карающим перстом беспощадного бога, она откровенно некрасива и в свое оправдание указывает на торжествующего змия. Она не пленительна и не загадочна, как французская в Отене, ее образ потрясает нас своей щемящей выразительностью, в которой отражена извечная трагедия человеческого рода. Эта дверь со множеством изображений на евангельские и библейские сюжеты является шедевром бронзового литья. (В Новгороде в соборе св. Софии есть бронзовые ворота отлитые в Магдебурге, взятые у шведов как трофей.) Предельная выразительность, переходящая в натурализм характерна для германского изобразительного искусства.
В Италии скульптура получила особое развитие, здесь работали мастера, которые изучали античную скульптуру: Валиджельмо, Бенедетто Антеломи, последний создал отдельные самостоятельные статуи, находившиеся в специальных нишах, на которых складки одежды не произвольны, а подчеркивают фигуру.