Театр в романском искусстве

В эпоху средневековья не было театральных зданий и подмостками для бродячих артистов были городские площади, перекрестки дорог, дворы феодальных замков. Жонглеры во Франции, шпильманы в Германии, хугиары в Испании одновременно были певцами, актерами, рассказчиками эпических произведений, фокусникам, акробатами и дрессировщиками зверей. Вот, что требовалось от жонглера: "Умей хорошо изобретать и рифмовать, умей наступать в состязаниях, умей лихо бить в барабан и цимбалы и как следует играть на мужицкой лире; умей ловко подбрасывать яблоки и подхватывать их на ножи, подражать пению птиц, проделывать фокусы с картами и прыгать черев 4 обруча и т.д.". Бродячие артисты и певцы (профессиональные народные артисты) пользовались большой популярностью у народа во всех странах, церковь и феодалы их не долюбливали. Высшим проявлением площадной народной культуры были карнавалы, объединяющие людей всех званий, сословий. Праздничный смех карнавалов противостоял "святой скорби" церковно-феодальной культуры.

Официальное театрально-музыкальное искусство было представлено литургической драмой, действие которой больше походило на песнопение и проходило в стенах католического храма.

Достижения культуры романского периода были основой для более сложного и высокого уровня готики.