Скульптура в готическом искусстве

Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы.

Готические соборы похожи на леса. И эти леса населены разной тварью и реальной, и фантастической. Тут и задумчивые химеры, барашки, ослики, волы в евангельских сценах, рыбы, птицы, бобры, собаки, белки, дятлы, ящерицы, черепахи, змеи и водостоки в виде зверей с разинутой пастью. И над всем этим главенствует человек. Скульптура царит в соборных порталах, распространяется по всему фасаду, причудливо используя каждый выступ, чуть ли не каждую архитектурную деталь. Такие соборы, как Парижский, Амьенский и Шартрский насчитывают каждый до 2 тысяч скульптур.

Готическая скульптура - явление огромного значения в мировом художественном творчестве. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф. Во-вторых, застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, они обращены друг к другу и к зрителю. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет.

Первые памятники круглой пластики появляются еще в середине 12 в. Однако, лишь с началом 13 в. готическая скульптура вступает в пору зрелости. В 30-40-х гг. начинается период ее наивысшего расцвета.

Скульптура собора была расположена в соответствии теологической (религиозной) наукой, по которой собор - это собранная в фокусе структура вселенной. На западе (сторона заката) обычно находились сцены "страшного суда". Вверху Христос указывал на свои раны, по сторонам Мария и евангелист Иоанн, вокруг ангелы с орудиями страданий Христа и апостолы. Под ними - взвешивающий добрые и дурные дела архангел Михаил. Слева от зрителя - праведники, вступающие в рай. Справа - демоны, завладевающие грешниками и сцены мучений в аду. Еще ниже - разверзающиеся гробницы и воскресение мертвых. По сторонам входов посетителей собора встречают статуи Христа и апостолов. Правый портал (вход) посвящался обычно Марии, здесь изображались сцены "Успения", "Воскресения", "Коронования" (собор в Страсбурге 1230 г.). Левый портал - чтимому местному святому , и на нем изображались сцены из легенд его жизни. Южная сторона была посвящена сюжетам Нового завета, северная сторона посвящалась персонажам из Ветхого завета. Как система мироздания готический собор включал изображения реального мира и его понятий: времена года в виде знаков зодиака или сцен сельскохозяйственных работ, аллегорические фигуры " свободных искусств" - грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру феодального общества.

Шедевры французской готической скульптуры: "Реймская улыбка" - улыбающийся ангел (статуя западного фасада собора в Реймсе, 1230-1233 гг., ил.85). Эта улыбка ангела еще робка, чуть смущенная, жеманная, но уже пленительная, истинно весенняя. Она очаровательна своей недоговоренностью.

"Встреча Марии с Елизаветой" (скульптурная группа собора в Реймсе, 1230-1233 гг., ил.86). Мы видим конкретные личности, конкретные судьбы, конкретную красоту этих двух замечательных женщин (Мария родила Христа, Елизавета - Иоанна Предтечу). Реймский собор занимает значительное место в истории средневекового искусства, его иногда называют готическим Парфеноном.

Самобытна германская скульптура. Немцы часто учились у французов, но были оригинальны. Германский мир это переплетение " варварского" начала и наследия античной цивилизации. Если французская скульптура украшала интерьер и фасады ( украшательная функция), то германская скульптура фантастична, остро выразительна, гиперболизирована. Ее образы индивидуализированы, даже портретны. К шедеврам германской готической пластики принадлежат в первую очередь скульптурные циклы соборов в Бамберге и Наумбурге, созданные в 13 в. Бамбергский Всадник (ил.88), несомненно, лучшая конная статуя средневековья. Перед нами идеальный образ борца за правое дело, героя, каким себе его представляли в ту пору ( скульптурный образ перекликается с образом Зигфрида, "Песнь о Нибелунгах"). Мы верим, что такие мужи коленопреклоненно славили своих дам и сражались с их именем на рыцарских турнирах. Нам кажется, что этот сеньор не способен на насилие, на притеснение обездоленных. Замечательны 12 величественных статуй в хоре Наумбургского собора. Это феодальные властители, при которых был заложен собор. Неизвестный великий художник создал типичные образы, но в то же время сугубо индивидуализированные и конкретные.

Индивидуализированы и прекрасны образы супружеской четы маркграфа Эккегарда с женой Утой (маркграф - граф, правитель области - марки с правами императорского князя). Эти образы захватывают нас своей правдивостью (ил.87). По-детски выразителен взгляд Уты, очарователен жест ее руки, прижавшей к шее воротник длинного плаща, спадающего гармоничными складками. Ее супруг пожилой, с невозмутимым видом, с большим мечом.

В период готики также был распространен культ богоматери. Если романский скульптурный образ Богоматери - это чаще всего лишь символ, религиозная идея, запечатленная в камне, то готическая богоматерь уже юная мать, которую ваятель любит изображать играющей с младенцем.

Средневековый ваятель обычно происходил из народа и считал себя и считался ремесленником. Поэтому готическая скульптура глубоко народна, несмотря на то, что церковь требовала от изобразительного искусства наглядной картины богословного истолкования мироздания. В народном стиле изображен реймский "Христос - странник", - в простой широкополой крестьянской шляпе, а также грандиозный рельеф собора в Наумбурге "Тайная вечеря". И Христос, и собравшиеся вокруг него ученики - это крестьяне, люди физического труда, с видным удовольствием подкрепляющиеся в час отдыха какими-то очень простыми кушаньями. Народность проявляется и в немецкой фантазии, далекой от культа, благочестие нередко сочетается в готическом искусстве с самым озорным гротеском. На рельефах Руанского собора мы видим кентавра в монашеском капюшоне, философа с головой свиньи, учителя музыки - полупетуха и т.д. Народное начало нашло, пожалуй, самое цельное отражение в календарных циклах - аллегориях месяцев. Это небольшие рельефы, украшающие соборы в Париже, Амьене, Санлисе и многие скромные сельские церкви готической поры. Эти аллегории отражают каждодневную жизнь простых людей, что собирались под их сводами.