Литература в готическом искусстве
В 12-13 вв. развивается городская культура (в это время в Европе начали расти города и быстро развиваться школы и университеты), расцвела поэзия вагантов (от лат. “бродячие люди”). Поэты-ваганты прежде всего происходили из низших клерикальных кругов, студенческой молодежи. Их поэзия вольнодумная, озорная, далекая от аскетических идеалов средневекового католицизма. В своих стихах ваганты воспевали простые радости земной жизни, насмешливой сатирой награждали клерикальные порядки. Их идеал - беспечное веселье, не совместим с моралью хмурых благочестивцев. Вот стихотворение одного из безымянных вагантов середины 12 в.:
Радость, радость велия!
День настал веселия.
Песнями и пляскою
Встретим залихватскою
День освобождения
От цепей учения.
Школяры, мы яростно
Славим праздник радостный.
Пук тетрадей - в сторону!
На съеденье ворону
Творчество Назоново,
Хлама груз ученого!
Пусть, как знают прочие,
Мы спешим к Венере
И толпой бесчисленной
К ней стучимся в двери.
Подъем городской культуры создал благоприятные условия для развития животного эпоса (близкого фабльо и шванкам). Здесь в иносказательной форме изображалась жизнь тогдашней средневековой Европы. Так возник французский “Роман о лисе” (из 26 эпизодов), основной темой которого является успешная борьба находчивого, ловкого и лукавого лиса Ренара с тупым и кровожадным волком Изенгрином. Авторы романа, представители поднимавшегося третьего сословия, насмехались над средневековыми предрассудками, обличали феодальные грубые порядки произвола и насилия. Умный лис торжествует над крупными хищниками, а когда он сам пытается обмануть мелкую тварь (кур, синиц, зайцев и т.д.), то сам попадает впросак. Роман имел огромный успех и вызвал ряд подражаний. Им зачитывались не только миряне, но и клирики. Недаром клирик Готье де Куанси (нач. 13 в.) жаловался на то, что монахи читают побасенки о Ренаре охотнее, чем библию. В 15 в. в Германии возник немецкий вариант животного эпоса - поэма “Рейнеке - лис”, обработанная впоследствии Гете (1793 г.).
С именем Адама де ла Аля (ок. 1238-1286 гг.) связано появление во Франции первых светских пьес на родном языке: “Игры под листвой” (сатирическое изображение горожан, близкая позднему фарсу) и “Игры о Робене и Марион” (драматизированная пастораль, рассчитанная на музыкальное исполнение).
В 13 в. возникает, а 14-15 вв. достигает своего развития фарс - наиболее реалистичный комичный жанр средневековой литературы. Он выступал как острое орудие политической и социальной сатиры. Популярность фарса была столь велика, что его не смогла уничтожить даже комедия Ренессанса, сразу же выместившая моралите и соти (сер. 16 в.). Фарс обращался к повседневной действительности (семейные отношения, плутни в суде и торговле, проделки попов и пр.) и переносил ее на сцену, используя комические преувеличения, бутафорию и пр. (“Господин Пьер Пален”, “Завещание Палена” и др.).
Новым шагом в лирике была итальянская лирика “нового сладострастного стиля”, представленная лирическими произведениями многочисленных поэтов 13-14 вв. (Гвидо Кальваканти, Гвидо Гвиницелли, Онесто де Болонья и др.). “Новый сладостный стиль” стал предпосылкой для литературы Возрождения. Образ прекрасной дамы теперь воплощал божество и земную женщину одновременно (примирение религиозной и куртуазной поэзии). Параллельно в Италии 13-14 вв. был развит жанр прозаической новеллы (маленькое произведение на различные темы, начиная от библии и житий святых и кончая куртуазным эпосом и фабльо) .
В 14-15 вв. во Франции развивается лирика в нескольких жанрах, строгих по своему строению: небольшие - баллада, рондо, крупные по размерам - сказание, жалоба, завещание. Авторы этого времени (Эсташ Дешан, 1340-1406 гг., Карл Орлеанский, 1390-1465 гг., Вильон, 1431-…) затрагивали самые различные темы. Вот рондо Карла Орлеанского:
Проси огня, огня зимой,
Питья, питья ты требуй летом.
Не забываем мы об этом,
Куда бы не пришли с тобой.
Не плут я, не игрок лихой,
Послушай доброго совета:
Проси огня, огня зимой,
Питья, питья ты требуй летом.
Приятно зимнею порой
Горячим, вкусным пообедать,
В жару прохладный плод отведать,
Нам дал сам бог приказ такой!
Проси огня, огня зимой.
Творчество этих авторов приближало эпоху Возрождения. Произведения Вильона высоко ценил великий гуманист 16 в. Ф. Рабле.
Того ты упокой навек,
Пошли покой и вечный свет,
Кто супа не имел в обед,
Охапки сена на ночлег.
Безбровый, лысый человек,
Как репа гол, разут, раздет
Того ты упокой навек!
Он в жизни не изведал нег:
Судьба дала по шее - нет!
Еще дает так тридцать лет.
Чья жизнь похуже всех калек
Того ты упокой навек!
(Вильон. Рондо из “Большого послания”.)
Интересно развивалась литература в Англии (цикл баллад, посвященных Робин Гуду), Чехии, Польше, Сербии и других странах Европы, имея характерные средневековые черты и свои национальные особенности.