Музыка и театр в готическом искусстве
В эпоху средневековья в Европе складывается музыка нового типа, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музыцирование и фольклор. Основу профессионального музыкального искусства составляла деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т.д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музыцирования рыцарства: во Франции искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, 13 в.), в Германии миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, 12-13 вв.), а также городских ремесленников. В феодальных замках и городах распространены были всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, “рассветные”, рондо, баллады, канцоны, лауды и др.). Входили в быт и новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и др.). Возникали ансамбли нестабильных составов. В крестьянской среде расцветал фольклор. На площадях и перекрестках дорог выступали “народные профессионалы”: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглеры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи).
Музыка выполняла главным образом прикладные и духовно-практические функции. Композитор и исполнитель чаще всего сочетались в одном лице. Во Франции в 12 в. образовалась первая композиторская (творческая школа) при соборе Парижской богоматери. В содержании музыки и в ее форме господствовала коллективность, индивидуальное начало подчинялось общему, не выделяясь из него (музыкант - мастер - лучший представитель общины). Во всем царствовала строгая традиционность и каноничность. Ярким проявлением этого было григорианское пение (григорианский хорал) - общее название одноголосных богослужебных песнопений католической церкви. Название связано с именем папы Григория I, прозванного Великим (умер в 604 г.), который по преданию, составил круг строго канонизированных песнопений, распределенных в пределах церковного года. Песнопения строго были одноголосными (символ единства верующих) и на латинском языке по библейским текстам, исполнялись только мужчинами. С течением времени (на рубеже 1 и 2 тысячелетий) григорианское пение претерпевает изменения, появляется многоголосие и формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, месса. Наиболее распространена была месса вокальное или вокально-инстументальное произведение католического богослужения (в православной церкви ему соответствует обедня или литургия). Сначала месса была одноголосной, с 14 в. - многоголосная. Накануне Возрождения многоголосие окончательно вытеснило одноголосие и музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практических функций обслуживания церковных обрядов, в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных.
В стенах храмов во время рождества и пасхи разыгрывались (распевались) литургические драмы на латинском языке. Сначала они исполнялись монахами в соборе без сценического оформления, без костюмов и декораций, без видимого действия с помощью григорианского пения. Со временем литургическая драма усложняется, и все более отходит от католического обряда, в нее проникают светские и театрально-литературные элементы (кон. 11-12 вв.), исполнители стали уподобляться актерам. появляются декорации и костюмы, возрастает роль шествий и процессий. В литургическую драму проникают бытовые элементы и отдельные сцены стали исполнятся на национальных языках. Музыка характеризовала того или иного героя: в нее включались народные элементы. Действие приобретало все более светский характер, и в 1210 г. указом папы римского Иннокентия III представления в церкви были запрещены. Литургическую драму стали разыгрывать на паперти, перед храмом, а затем (12-13 вв.) и на городских площадях. Связь с католическим обрядом становиться условной. В 12 в. - это уже пышное представление с богатыми декорациями, костюмами. А содержание превращается в свободную интерпретацию библейских текстов.
Литургия являлась важным фактором зарождения нового жанра драматического искусства - мистерии (жанр западноевропейской средневековой драмы 14-16 вв.). Мистерии на религиозные сюжеты были составной частью городских празднеств, организованных городскими властями (муниципалитетами) совместно с ремесленными цехами и проходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглеры. Евангельские и библейские сюжеты сочетались в них с реалистическими шуточными сценами, религиозная мистика - с житейским реализмом, набожность - с богохульством. Библейские сюжеты шли вперемежку с комедийно-бытовыми сценками. Мистерии - это масштабные представления. Например, в ” Мистерии Ветхого Завета” участвовало 200 человек, и представление, состоящее из 40 пьес (в них около 50 тыс. стихов), длилось несколько недель. Для мистерий строились специальные помосты, создавались пышные живописные декорации ( особенно “ад” и “рай”). Действия шли на нескольких площадках - “беседках”, или на нескольких повозках, разъезжавших по городу. Музыка мистерии была демократичнее, чем в литургической драме, постепенно и она вытеснилась светской музыкой миннезингеров и трубадуров. Реалистичное и комичное начала мистерии во Франции, Великобритании, Германии, Нидерландах, ее пародийность (высмеивали духовенство) и демократизм вызвали недовольство церкви и светских властей. К середине 16 в. мистерия была запрещена почти во всех странах Европы, но не умерла, потому что последующие поколения обращались к этому жанру или к его элементам, как впрочем, и к другим жанрам средневековья.
Достижения готики во всех видах искусства стали достойной базой, а во многом и предвосхитили Возрождение - высочайший подъем гуманистической идеологии и на ее основе небывалый расцвет всех искусств.