Архитектура в древнерусском средневековом искусстве
Архитектура Киевской Руси
До конца 10 в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли в последствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма, имеющий следующую схему построения. Внутреннее пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился “барабан”, завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части - купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы. В западной части здания располагались балконы - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце 10 в. греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор - самый “византийский”, по мнению специалистов, храм Древней Руси. Результатом влияния Византии было строительство софийских соборов.
Вершиной южнорусского зодчества 11 в. является Софийский собор в Киеве (ил.91) - огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесанного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием 13 венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного зодчества. Главный купол большой, массивный, второстепенные купола ниже по расположению и меньше по размеру, это объяснялось средневековым мировоззрением, в котором не было места идеям равенства. В 11 в. в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.
Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1050 гг.) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и др. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры. Новгородская София послужила образцом для последующих новгородских построек начала 12 в.: Николо-Дворищенского собора (1113 г.), Соборов Антониева (1117-1119 гг.) и Юрьева (1119 г.) монастырей. Последней княжеской постройкой этого типа является церковь Иоанна на Опоках (1127 г.).
Третий Софийский собор возведен во 2-й половине 11 в. в Полоцке. Строители его тоже взяли за образец архитектуру Софийского собора в Киеве. София Полоцкая (1044-1066 гг.) - огромный пятинефный многоглавый каменный храм, но более компактный по композиции и формы его устремлены ввысь.
Сыны и внуки Владимира Святославовича сооружали грандиозные храмы в крупнейших городах Руси - Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке, Турове, Витебске, которые увековечили мощь Киевской державы, объединившей под своей властью колоссальные территории.
Архитектура периода феодальной раздробленности (12 - сер.13 в.)
С 12 в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество 12 - 13 вв. отличается от архитектуры предшествующего времени меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простотой отделки. Начиная с 12 в. и далее на Руси получают распространение Успенские соборы. Софийские храмы больше не возводят - это результат борьбы с византийской иерархией за самостоятельность русской церкви.
Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием (закомары - полукруглое завершение части наружной стены здания; повторяет очертания расположенного за ней свода) и массивной главой. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные ее особенности.
Во 2-й половине 12 в. заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), а также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194 гг.) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец 12 в.). Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.
Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храмов с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на верхней поверхности стен. Использование элементов романского стиля распространилось в 12 в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. С одноглавыми каменными храмами связывались представления о политической и религиозной самостоятельности Руси, русской культуры того времени. Киев, Новгород, Галич, Псков, Переславль, Владимир, Юрьев-Польский, Старая Рязань, Смоленск, Старая Ладога и другие города возвели в 12-13 вв. одноглавые каменные храмы, подчеркивая единство Руси даже в эпоху феодального дробления.
К сожалению, памятники зодчества Галицко-Волынской земли сохранились плохо, большинство из них известны лишь по археологическим данным.
Архитектура Новгорода
Установление в Новгороде республиканского строя привело к значительной демократизации культуры, в том числе и архитектуры. Сокращалось княжеское строительство. Заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, коллективы прихожан. Церкви стали центрами общественной жизни отдельных районов городов, нередко они служили складом товаров, местом хранения имущества горожан, в них собирались братчины. Возник новый тип храма - четырехстолповый кубический храм с одним куполом и тремя апсидами, отличавшийся небольшими размерами и простотой в оформлении фасадов (церковь Петра и Павла на Синичьей горке, 1185-1192; Параскевы Пятницы на Торгу, 1207; церковь Сапса на Нередице, 1198, ил.94 и другие).
Архитектура Владимиро-Суздальской земли
Особого разговора заслуживает каменное зодчество Владимиро-Суздальской земли. Каменное строительство здесь начинается на рубеже 11-12 вв. с возведения Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает во 2-й половине 12 - начале 13 вв. В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный и торжественный характер, выделялось изысканностью пропорций, изяществом линий.
На Владимиро-Суздальское зодчество особое влияние оказала романская архитектура. Согласно летописи, Андрей Боголюбский, обстраивая свою столицу, собирал “из всех земель мастеров”, среди них были и “латиняне”. Из точно подогнанных и гладко отшлифованных белокаменных блоков выкладывали наружную и внутреннюю поверхности стен, а промежуток заполняли камнями и заливали раствором извести. Это типично романская кладка. Рельефная резьба по камню тоже имеет романское происхождение. Первые постройки этого типа - Спасо-Преображенский собор в Переяславе-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, возведенные в 1152 г. Настоящие же шедевры были созданы при Андрее Боголюбском. Возводятся городские укрепления, белокаменный замок князя с собором Рождества Богородицы в центре. К сожалению, до нас дошли только останки этих сооружений.
В 1158-1161 гг. был построен Успенский собор (ил.93), богато декорированный резным камнем. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), отличающаяся совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.
После пожара 1184 г. завершается архитектурный ансамбль Владимира: перестраивается Успенский собор, появились Рождественский (1192-1196) и Княгинин (1200-1201) монастыри.
Особое место во владимирской архитектуре этого времени занимает Дмитриевский собор (ил.92), возведенный в 1194-1197 гг. в центре княжеского дворца. Он отличается богатством белокаменной резьбы и представляет собой великолепный синтез архитектуры, белокаменной пластики и живописи. В каменной резьбе этого собора преобладает русская художественная манера. Под влиянием традиций русской народной деревянной резьбы она становиться более плоскостной в отличие то “круглой” романской. Русские камнерезчики мрачным устрашающим сюжетам, преобладавшим в западноевропейской романской пластике, предпочитали более жизнерадостные мотивы. Резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне: в нем причудливо переплетаются библейские и языческие мотивы.
Традиции и приемы владимирской школы продолжали развиваться в Суздале, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. “Лебединой песней” русской архитектуры домонгольского времени называют Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230-1234), он был покрыт декоративной резьбой сверху донизу. К сожалению, после перекладки в 1471 г. отдельные блоки перепутаны или утрачены.
Архитектура в Беларуси
В 12-13 вв. на территории Беларуси возникает несколько удельных княжеств, независимых от Киева. Благодаря развитию ремесел и торговли растут города, возникшие еще в период Киевской Руси: Полоцк, Гродно, Минск, Витебск и др. Княжеские хоромы, церкви, монастыри, кремли в большинстве своем строились из дерева. Но в это время все больше появляется каменных построек. Причем в архитектурных сооружениях этого периода проявлялись местные характерные особенности. Доказательством этому могут служить каменные постройки: крепостная стена в Гродно (12 в.), Благовещенская церковь в Витебске (12 в.), церковь Бориса и Глеба в Гродно (12 в.), Белая вежа в Каменце (13 в.) и др. Для строительства использовались обработанные, иногда не обработанные валуны и керамические плитки, которые вставлялись в ритмическом порядке и образовывали своеобразный рисунок (Борисоглебская церковь в Гродно). Особенностью этой церкви является наличие в стенах голосников - керамических сосудов, замурованных в стены, для лучшей акустики внутри здания.
Явно светский, оборонительный характер носит вежа - донжон в Каменце (13 в., ил.96, 97). Это круглая пятиярусная постройка (каждый ярус соединен лестницами), с мощными стенами, узкими бойницами была построена с целью обороны от крестоносцев и татар.
Лишь руины Замковой башни (13 в.) сохранились в Новогрудке.
В дальнейшем белорусская архитектура уходит все дальше от древнерусских корней, попадая под влияние Европы (с 14 в. территория современной Беларуси, как и значительная часть Украины находилась в составе Великого княжества Литовского, а в 16 в. вошла в Речь Посполитую, оставаясь в ее составе до конца 18 в.).
Одно из самых могущественных и самых блестящих по своей культуре во всей средневековой Европе государств погибло из-за внутренних феодальных усобиц, ослабленное постоянной борьбой со степью.
А князья сами себе
Крамолу ковали,
А поганые сами,
С победами рыская
По русской земле,
Дань взимали…
(“Слово о полку Игореве”)
На целых полстолетия прекратилось каменное строительство на Руси в результате монголо-татарского нашествия. Оно возобновилось лишь с конца 13 в. С этого времени ожили традиции областных архитектурных школ, сложившихся в домонгольский период.
Архитектура 14 - 15 веков
Одним из крупнейших центров развития искусства в 14-15 вв. был Новгород, переживавший в это время экономический и политический подъем. Как и прежде, новгородские постройки возводились на средства отдельных бояр, купеческих объединений и коллективов “уличан”, и в них отражались вкусы заказчиков. Здания отличались массивностью и монолитностью. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впечатление силы и мощи. Новгородские зодчие заменили позакомарное покрытие трехлопастным, уменьшили число апсид с трех до одной, опустив ее до половины высоты храма. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374, ил.95). Характерная черта этого стиля - нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями. В дальнейшем новый архитектурный стиль почти не изменился. Хотя в 15 в. появилось стремление создавать строения в стиле 12 в., так новгородская аристократия стремилась сохранить “старину и пошлину” независимой Новгородской боярской республики. В Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В Кремле в 1433 г. немецкие и новгородские мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался (детинец - укрепление в средневековом русском городе вокруг резиденции князя или епископа; с 14 в. заменяется термином “кремль”). Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 в. от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли псковичи в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска - одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора. Псковские мастера разработали особую систему перекрытия здания взаимоперекрещивающимися арками, что дало возможность освободить храм от столбов. Этот прием сыграл существенную роль в создании типа малой бесстолпной “посадской” церкви. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность. Они сыграли большую роль в московском строительстве в 15-16 вв. Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство, была Тверь. Во 2-й четверти 14 в. начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский собор, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору, Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нашего времени. В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Это связано с идеей владимирского наследства, пронизывающей всю московскую политику.
Древнерусская архитектура 15-16 веков
С конца 15 в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальными предпосылками расширения масштабов каменного строительства как в культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Применение кирпича открыло новые технические и художественные возможности для зодчих.
Объединение русских земель в едином государстве способствовало формированию единого общерусского архитектурного стиля, в котором простота конструкций сочеталась с усилением внешней декоративности.
Москва становилась общерусским художественным центром. Сюда съезжались лучшие специалисты из других земель. В Москву были приглашены и итальянские мастера - Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьето Антонио Солари, Алевиз Новый и другие, они познакомили русских мастеров с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения.
Поскольку Москва стала общерусской столицей, полностью был перестроен Московский Кремль (полностью его ансамбль оформился в конце 15 - начале 16 вв.).
Перестройка кремля началась с возведения Успенского собора, порученного Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский Успенский собор (1475-1479) был оригинальным произведением, в котором традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по своим формам, в то же время грандиозный и торжественный, Успенский собор стал классическим образцом монументального церковного зодчества 16 в. Пятиглавие, венчавшее собор, получило распространение в строительстве и других церковных сооружений.
Благовещенский собор был построен псковскими мастерами в 1484-1489 гг., в нем сочетались псковские, владимиро-суздальские и раннемосковские черты.
В 1505-1508 гг. Алевиз Новый построил Архангельский собор, во внешнем убранстве которого он применил пышные детали итальянского ренессанса.
Кроме культовых произведений в Кремле возводились и светские постройки. Строится новый великокняжеский дворец, который состоял из отдельных зданий, соединенных переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата ( Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, 1487-1491). Она служила в качестве тронного зала, в котором происходили торжественные, веселые церемонии и приемы иноземных послов.
В 1485 г. началось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля. При этом зодчие решали не только фортификационные задачи, но и художественные. Стены и башни Кремля вместе с остальными зданиями составляли единый живописный ансамбль. Архитектурным центром его стала построенная в 1505-1508 гг. столбообразная церковь-колокольня Ивана Лествичника (Иван Великий, ил.99). В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы единого Российского государства.
Примеру Москвы следовали и другие города. По образцу московских Успенского и Архангельского соборов были воздвигнуты соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове, а также в больших монастырях - Пафнутьево-Боровском, Кирилло-Белозерском, новгородском Хутынском, можайском Лужецком и др. Каменные дворцы появились в удельных столицах.
В провинциях строили и небольшие посадские и вотчинные храмы с единым нерасчлененным пространством внутри благодаря крестчатому своду, сделанному из кирпичей.
Дальнейшие поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. В шатровых постройках наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль решительно порывал с традиционным, принятым из Византии крестово-купольным типом храма. Шатровые храмы создавались по образцу деревянных шатровых построек. Появление этого стиля - наивысшее достижение русской архитектуры 16 в.
Самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры - храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. ( ил.100). Идея устремленности вверх отразила духовную атмосферу первой половины 16 в., рост национального самосознания. Восхищение современников этой постройкой летописец выразил следующими словами: “…бе же церковь та велми чюдна высотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси”.
Главный памятник эпохи - Покровский собор на Красной площади был построен в 1555 - 1560 гг. (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из его приделов, он же предсказал Ивану Грозному победу над Казанью).
Собор Покрова “на рву”, воздвигнутый в честь взятия Казани, представляет собой группу из девяти храмов, размещенных на общем постаменте - высоком подклете - и объединенных внутренними переходами и наружной галереей - гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму “восьмирика”, идущую от традиций деревянного зодчества. Необычайно богато и разнообразно архитектурно-декоративное убранство здания. Малая внутренняя площадь здания (в отдельных приделах помещается не более 5-6 человек), его пышное убранство и живописность композиции говорят о том, что Покровский собор был рассчитан на внешнее восприятие, представлял собою скорее храм-памятник, чем культовое сооружение. Соединение на общей основе девяти различных, не похожих друг на друга церквей символизировало объединение русских земель и княжеств в едином государстве.
Усиление консервативных тенденций в идеологической жизни страны во 2-й половине 16 в. сказалось и на архитектуре, это выразилось в строительстве храмов традиционного типа по образцу московского Успенского собора. Такими упрощенными, неудачными подражаниями стали громадный Софийский собор в Вологде (1570) и массивный Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.
В 16 в. огромный размах получило крепостное строительство, в нем воплотились достижения в области военно-инженерной мысли. Крепостные сооружения этого времени представляют собой целостные архитектурные ансамбли, они играли большую роль в формировании облика города, определяли их общую планировку.
В 1508-1511 гг. были возведены каменные стены Нижегородского кремля, в 1514 г. - в Туле, в 1525-1531 гг. - в Коломне, в 1531 г. - в Зарайске, в 1556 г. - в Серпухове и других городах, реконструированы стены Новгородского кремля. В Москве в 1535-38 гг. была возведена вторая линия укреплений вокруг Китай-города торгово-ремесленного района столицы. Мощными крепостями стали и многие монастыри, например, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др.
Грандиозное крепостное строительство возможно было только при едином государстве. Централизованная государственная власть обеспечивала стройки большим количеством рабочей силы и достаточными материальными средствами. В 1580-х гг. был создан даже специальный Приказ каменных дел. Под его руководством была возведена третья линия каменных укреплений в Москве - Белый город (1585-1593). Итогом развития русского крепостного зодчества в 16 в. стал построенный Федором Конем, “городовых дел мастером”, грандиозный Смоленский кремль (1595-1602), в котором техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления (ил.98). Борис Годунов назвал этот город “ожерельем всей Руси… на зависть врагам и на гордость Московского государства…”
Среди всех видов искусства архитектура в 16 в. получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперед, что предопределило последующее развитие зодчества в 17 в.
Русская архитектура 17 века.
В 17 в. зодчество, как и другие сферы русской культуры, обнаружило тенденцию к усилению светских мотивов, к “обмирщению” , отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, - это отход от средневековой простоты и строгости, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. “Дивное узорочье” - так сами современники определили суть новых веяний в зодчестве. Нужно помнить, что 17 в. в Европе - это время искусства барокко.
Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины 17 в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635-1636 гг. русскими зодчими Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным и Л.Ушаковым, которые в великолепных архитектурных формах и декоре сумели воплотить замечательные черты русского народного искусства. Два пояса многоцветных сверкающих изразцов, резные белокаменные наличники, золоченая кровля, красочные узоры на стенах придавали дворцу живописный, сказочный вид. “Зело пречудные палаты”, - говорили о нем современники.
В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако в этих постройках все более заметно проявляется стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Шатровые постройки в 1-й половине 17 в. были многочисленны, они воплощали народную и светскую струю в зодчестве. Наиболее эффектным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе “Дивной”. Нарядная церковь была построена по заказу Д.М. Пожарского в Медведково под Москвой.
Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью форм. Усложнились объемы, к основному массиву здания стали пристраиваться различные приделы и пристройки, крытые паперти-галереи и нарядные крыльца, различные части здания соединялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль построек. Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам живописность и нарядность.
Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в “обмирщении” церковного зодчества. Именно в “посадских” храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало, отражались вкусы демократических слоев населения. (Посад - торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города.) Ярким примером такого рода построек служит церковь Троицы в Никитниках (в Москве), возведенная в 1628-1636 гг. по заказу богатого купца Г. Никитникова. Она представляет собой комплекс разнохарактерных, но связанных единым замыслом построек. Своим асимметричным планом она напоминает жилые хоромы. Ее отличает исключительное богатство декоративного убранства и жизнерадостность художественного облика. Церковь в Никитниках оказала влияние на целый ряд других построек.
Образцом посадского зодчества середины 17 в. является построенная в Москве по заказу прихожан церковь Рождества богородицы в Путниках (1649-1652), она отличается причудливой композицией разных объемов и богатством “узорочья”.
Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, это был один из крупнейших торгово-промышленных центров России. Богатые ярославские купцы соревновались друг с другом и возводили постройки одну роскошнее другой. Большинство ярославских церквей превосходили размерами и богатством убранства столичные постройки этого времени. Их внешний облик совмещал величественную монументальность древних пятиглавых соборов и изысканную нарядность, соответствующую вкусам века. В 1647-1650 гг. по заказу купцов Скрипиных была построена церковь Ильи Пророка, а в 1649-1654 гг. купцы Неждановские возвели еще более нарядную церковь Иоанна Златоуста. Вершиной ярославского посадского зодчества стала церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687). Торжественная монументальность, обилие архитектурных деталей, гармоничное сочетание золота пятнадцати глав с красным тоном кирпичных стен, расцвеченных голубоватым узором изразцов, выделяют этот храм даже среди ярославских церквей.
Церковь упорно сопротивлялась “обмирщению” культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-х гг. запретил возводить шатровые храмы, выдвинул в качестве образца традиционное многоглавие, пытался восстановить стиль традиционного монументализма. В этом стиле были построены Д. Охлебининым, А. Мокеевым Патриаршие палаты в Московском Кремле с большим крестовым залом без столпов, а также комплекс зданий в Ивеском Валдайском монастыре, основанном Никоном (зодчий А. Макеев).
Монументальным характером отличаются постройки Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Строительство велось сначала под руководством А. Мокеева, а затем Я. Бусохвостова (1656-1694). По замыслу Никона в постройках монастыря должны были повториться главные христианские святыни. Воскресенский собор строили по чертежам Иерусалимского храма “над гробом господним”. Однако, строители сохранив план прототипа, внешне украсили его по-русски. Соперничество со светской властью, стремление возвысить церковь вынуждало Никона использовать для этого весь арсенал художественных средств, в том числе и гонимое им “узорочье”.
Подражая патриарху, крупное строительство вели и другие иерархии (Ростовский кремль, возведенный митрополитом Ионой Сысоивичем в 70-80-х гг.).
Попытки церкви воспрепятствовать “обмирщению” зодчества оказались безуспешными, строительство “посадских” храмов продолжалось (церковь Григория Неокесарийского на большой полянке, Николы в Хамовниках в Москве, Троицы в селе Останкине и многие другие).
Стремление к нарядности и украшению заметно и в крепостной архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624-1625 гг. на спасской башне русский зодчий Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами, а в нишах были поставлены белокаменные ” болваны” (статуи). Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля. Богатой декоративной отделкой были украшены многие монастырские стены (Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева и других монастырей).
Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя каменные жилые дома. В их строительстве тоже проявляется отход от простоты к богатому декоративному оформлению фасадов. Богатым декоративным убранством отличаются и жилые дома в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и в других городах.
Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия нарышкинского стиля или “московского барокко”. Заметную роль в формировании этого стиля сыграла западноевропейская архитектура. Характерными чертами этого стиля явились четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей, многоцветная декоративная обработка здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов).
Один из самых замечательных памятников этого стиля - церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К. Нарышкиным (ил.101). Другим образцом этого стиля является сплошь покрытый многоцветными изразцами Крутицкий теремок (зодчий О. Старцев). Соборы Рязани и Астрахани, многие монастыри носят черты этого стиля. Богато украшены белокаменной резьбой здания Печатного двора (1679) и Сухаревой башни (1692-1701, архитектор М. Чоглоков).
”Московским барокко” завершается развитие древнерусской архитектуры и вместе с тем начинается история архитектуры 18 века.
И.Э. Грабарь писал: “Подводя итоги, всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобразительность форм, - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа”.
И, как завещание грядущим поколениям можно воспринять создание русских плотников-древоделей, великое создание художественного гения русского народа, знаменитый ныне на весь мир двадцатидвухглавый Преображенский храм в погосте Кижи на Онежском озере. Немало чудесных деревянных церквей было сделано в 17 в. из бревен “без единого гвоздя”. Но эта, воздвигнутая в 1714 г., когда Русь уже стала Россией, - целая поэма. Она как прощальная память о Древней Руси.
Начиная с многоглавия киевской Софии древнерусское зодчество завершается волшебно-сказочным многоглавием из дерева, словно объединяющем в себе архитектуру, поэзию и музыку одновременно.