Литература и книгоиздание в древнерусском средневековом искусстве

Понятие "древнерусская литература" включает в себя литературные произведения 11-17 вв. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хождениями), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к лику святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни.

Особенности древнерусской литературы

Подавляющее большинство древнерусских произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом она схожа с устным народным творчеством.

Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. Тексты не только копировались, но и перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование нескольких редакций и вариантов одного и того же произведения. Есть произведения, представленные единственным списком: "Поучение Владимира Мономаха", "Повесть о Горе-Злосчастье" и др., в единственном списке до нас дошло и "Слово о полку Игореве", но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г.

Для литературы Древней Руси характерна "этикетность": герой поступает и ведет себя, как следует ему, по понятиям того времени, поступать и вести себя в данных обстоятельствах; конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за 700 лет своего существования она прошла сложный путь развития. Все время шла борьба между живой действительностью, творческой индивидуальностью авторов и требованиями литературного канона.

Домонгольская литература

Возникновение русской литературы относится к концу 10 в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на церковном языке. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Это была переводная литература религиозного и светского характера. Особо широкое распространение получили сочинения Иоанна Златоуста. Популярны были на Руси, как и во всем средневековом мире, сборники изречений известных поэтов, философов, богословов. Наиболее популярным был сборник "Пчела", в котором особенно много было изречений античных писателей и философов. Много было религиозной литературы: жития святых, апокрифы - иудейские и христианские легендарные сочинения. Византийская историческая литература была представлена на Руси хрониками Георгия Амартола, Иоанна Малалы, "Летописцем вскоре" патриарха Никифора и др. Была литература о природе и мироздании, широко были распространены светские воинские повести и многое другое. Переводная литература способствовала обогащению и развитию оригинальной литературы. Однако переводная литература не предшествует развитию русской, а сопутствует ей. Многое из переводных произведений появилось тогда, когда уже существовали оригинальные произведения русской литературы, так как интересы Киевского феодального государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать политическое и историческое единство древнерусского народа.

Задачи и темы литературы 11 - 13 вв.: вопросы русской истории в ее связи с историей всемирной, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами - печенегами и половцами, борьба князей за киевский престол.

С началом русской литературы связано возникновение русского летописания. В составе более поздних русских летописей до нас дошла "Повесть временных лет" - летопись, составленная древнерусским историком и публицистом монахом Нестером около 1113 г. В основе "Повести временных лет" лежат более ранние летописные своды, до нас не дошедшие. В "Повести" мы находим рассказ о всемирной истории, хронологию по годам о событиях на Руси, легендарные предания, и повествования о княжеских распрях, и хвалебные характеристики некоторых князей и др.

11 веком датируются и первые русские жития князя Бориса и Глеба (ставших жертвами междоусобной борьбы, они были убиты в 1015 г. их братом Святополком), игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия.

Высоким литературным мастерством и зрелостью политической мысли характеризуются и памятники ораторского красноречия " Слово о законе и благодати" Иллариона (1-я пол. 11 в.), слова и поучения Кирилла Туровского (1130-1182). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто "Поучение" великого киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125).

В 80-е гг. 12 в. неизвестный нам автор создает самое гениальное произведение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", тема которого - неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославовича. Но автор озабочен судьбами всей русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения русский народ и русская земля. "Слово" связано с литературными традициями того времени, но и многим отличается: оригинальностью переработки этикетных приемов, богатством языка, утонченностью ритма текста, народностью сути, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Литература ордынского ига

Основная тема литературы периода ордынского ига (сер. 13 в. - конец 15 в.) национально-патриотическая. Создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. И в летописях, и в отдельных повестях ("Повесть о разорении Рязани Батыем"), написанных очевидцами, рассказывается об ужасах вражеского нашествия и героической борьбе народа с поработителями. Образ идеального князя защитника русской земли - наиболее ярко отразился в "Повести о житии Александра Невского" (70-е гг. 13 в.). В "Слове о погибели Русской земли" предстает поэтическая картина былого величия русской земли и русской природы, былого могущества русских князей (1-я пол. 13 в.). Много произведений было посвящено победе в Куликовской битве в 1380 г. ("Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла, "Зaдонщинa" - песнь о великой победе над ненавистным врагом, прославление ее организаторов и участников, написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы).

Литература 14 в. - 50-х гг. 15 в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного формирования Русского централизованного государства. В этот период в древнерусской литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру в пределах религиозного сознания. Поэтому в литературе растет субъективное начало. Возникает экспрессивно-эмоциональный стиль, характеризующийся словесной изощренностью, орнаментальной прозой - "плетение словес".

Литература конца 15 - 16 веков

Во 2-й половине 15 - начале 16 в. появляются повести, восходящие к устным рассказам новеллистического характера: " Повесть о Петре, царевиче ордынском", "Повесть о Дракуле", "Поесть о купце Басаргане и о его сыне Борзосмысле". Значительно увеличивается число переводной литературы беллетристического характера, широкое распространение получает жанр политических легендарных произведений ("Сказание о князьях Владимирских").

В середине 16 в. древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает "Повесть и Петре и Февронии" - одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традиции экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании и том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы и острые социальные мотивы. "Повесть о Петре и Февронии" опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью.

В 16 в. усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Широкое распространение получают произведения обобщающего характера, цель которых - регламентировать духовную, политическую, правовую и повседневную жизнь. Создаются "Великие Минеи Четьи" - 12-томный свод текстов, предназначенных для повседневного чтения на каждый месяц. В то же время написан "Домострой", в котором излагаются правила поведения человека в семье, подробные советы ведения хозяйства, правила взаимоотношений между людьми. В литературных произведения заметнее проявляется индивидуальный стиль автора, что особенно ярко отразилось в посланиях Ивана Грозного. В исторические повествования все заметнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность. Это присуще "Истории о великом князе Московском" Андрея Курбского, нашло отражение в "Казанской истории" - обширном сюжетно-историческом повествовании об истории Казанского царства и борьбе за Казань Ивана Грозного.

Литература 17 века

В 17 в. начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны 16 - нач.17 вв. изменяют взгляды на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. Писатели эпохи Смуты (Авраамий Палицын, И.М. Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского и не только проявлением божественной воли, но и зависимостью этих деяний от самого человека, его личных особенностей. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает занимать более широкий круг лиц. Рождается так называемая литературная посада, которая создается и бытует в демократической среде. Возникает жанр демократической сатиры, в которой осмеиваются государственные и церковные порядки: пародируется судопроизводство ("Повесть о Шемякином суде" обличала порядки феодального суда с его волокитой, продажными судьями и пристрастными решениями), церковная служба ("Служба кабаку" разоблачает государственную систему спаивания народа через "царев кабак"), священное писание ("Повесть о крестьянском сыне"), делопроизводственная канцелярская практика ("Повесть о Ерше Ершовиче", "Калязинская челобитная"). Социальной остротой отличается пародийная " Азбука о голом и небогатом человеке", в которой с едкой иронией повествуется о тяжелом житие городской бедноты. В " Повести о Фоме и Ереме" высмеиваются дворянские дети, неспособные ни какому труду.

Изменяется характер житий, которые все более становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в 17 в. является автобиографическое "Житие" протопопа Аввакума (1620-1682), написанное им в 1672-73 гг. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и страстным изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, откровенной исповедью. И все это написано живым и сочным языком.

Литература 17 в. сближается с бытом, в ней появляется любовная интрига ("Повесть о Горе-Злосчастии", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Фроле Скобееве" и др.)

Худородный дворянин Фрол Скобеев, пройдоха и авантюрист, для достижения собственного благополучия не брезгует ни какими средствами, для него нет ничего святого, о старозаветной морали отцов он и не вспоминает. Энергия, ум, житейский практицизм - вот те качества, которые приводят героя к достижению поставленной цели.

Популярной становиться переводная литература, изменился ее характер: все большее внимание привлекали произведения с занимательным сюжетом, бюргерская бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы, анекдоты и рыцарские романы ("Повесть о Бове-королевиче", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др.). Рыцарские романы на русской почве приобрели характер оригинальных "своих" памятников и вошли со временем в лубочную литературу.

В 17 в. развивается стихотворство (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др.). Стихи Симеона Полоцкого объединены в два больших сборника - "Рифмологион" и "Вертоград многоцветный". Значительная их часть - панигирические стихотворения, посвященные членам царской семьи, а также написанные по поводу различных событий придворной жизни. Некоторые стихи Полоцкого представляли собой различные фигуры. Их можно было рассматривать как произведения изобразительного искусства. Писал Полоцкий и сатирические стихи. Главное в его творчестве - обоснование идеи просвещенной монархии. В 1680 г. С. Полоцкий переложил на стихи псалтырь - "Псалтырь рифмованная", что имело большой успех у читателей. Книга долгое время была распространенным учебным пособием. Продолжателями дела С. Полоцкого, творчество которого причисляют к стилю барокко, стали его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

В 17 в. завершилась история великой древнерусской литературы. Она всем своим развитием подготовила русскую литературу нового времени.

Фольклор

Говоря о литературе нельзя не вспомнить о фольклоре, который передавался из уст в уста и оказывал своеобразное влияние на литературу.

В Киевской Руси значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя так же свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах. Распространены были мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. Существовали пословицы, поговорки, сказки, трудовые песни.

"Устная летопись" предшествовала летописи письменной и была основным ее источником. К числу таких преданий относятся предания о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам и многие другие.

В 10 в. возникает героический былинный эпос - вершина устного народного творчества. Былины - устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события. Так, прототипом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи.

Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича - временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Истинными героями былинного эпоса являются герои-богатыри, олицетворявшие сам народ. Любимейшим народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник "вдов и сирот". Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. На протяжении многих столетий образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с иноземными захватчиками, это и определило долговечность былинного эпоса.

Борьба против монголо-татарского нашествия стала главной темой в годы золотоордынского ига. Многие устные народно-эпические произведения на эту тему вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.

Былинный героический эпос достиг наивысшего подъема. Древние былины получали новую жизнь. В это время появляется много исторических песен о борьбе простого народа с татарами, о татарском полоне (песня об Авдотье-Рязаночке, которая уводит из полона жителей Рязани и заново возрождает город).

Идея независимости Руси, готовность к самоотверженной борьбе за родину - таков основной пафос произведений устного народного творчества.

В 14 в. сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и о Садко, отразившие богатство и могущество Великого Новгорода во времена его самостоятельности, вольнолюбивый дух новгородцев.

Ведущей темой народного творчества в конце 15 - 16 вв. продолжала оставаться тема борьбы народа с внешними врагами, герои богатырского эпоса становились участниками борьбы с Казанским и Крымским ханствами. Эти темы отражались и в исторических народных песнях (песня о взятии Казани).

Народное понимание негативных сторон политической жизни 60-70-х гг. 16 в. выразилось в песне о гневе Ивана Грозного на сына. Народ осудил жестокость царя по отношению к простым "мужикам новгородским", "старым и малым" и выразил сочувствие безвинным жертвам. Нередко образ царя в народных песнях идеализировался, так выражалась утопическая надежда закабаленных крестьян на лучшую долю, на торжество справедливости, связанное с "хорошим" царем (цикл песен о Ярмаке).

В 17 в. преодолевался разрыв между фольклором и письменностью. В это время были сделаны первые записи устного народного творчества - исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Устное народное творчество с его антифеодальными и антицерковными мотивами явилось основой развития демократического направления в литературе, оно оказало заметное влияние на письменную литературу как в идейном, так и в художественном отношении, например, использование в литературе живого народного языка.

Книгоиздание

Принятие христианства способствовало широкому и быстрому распространению и развитию письменности и письменной культуры. Православие допускало богослужение на родном языке, поэтому русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности, образования и книгоиздания. Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. Такими "книжными мужами" были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, Константин Всеволодович Ростовский и др. Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях, например, княгиня Евфросинья Полоцкая "была умна книжному писанию" и сама писала книги.

Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях и соборных церквях. При них существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров книжности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. При монастырях и соборных церквях создавались библиотеки с несколькими сотнями книг. Книжный фонд был достаточно многообразен: религиозная литература, переводная религиозная и светская литература, русская оригинальная литература. Однако переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые и сами переписывали книги.

Монголо-татарское иго губительно сказалось и на книжном деле. Но со 2-й половины 14 в. начинается подъем в книгоиздании. Наиболее значительны были библиотеки при Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском и Соловецком монастырях. Но книгописные мастерские существовали и в городах, при княжеских дворах. Книги изготовлялись, как правило, на заказ, иногда и на продажу.

В 14 в. на смену дорогому пергаменту пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом, из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строгого "уставного" письма появились полуустав, а с 15 в. и "скоропись", что ускорило процесс изготовления книг. Все это делало книги более доступными и способствовало удовлетворению возросшего спроса.

В книжной продукции преобладали богослужебные книги. Но в сборниках для чтения содержались и произведения светского характера - отрывки из летописей, исторические повести, публицистика, научные мысли (Земля признавалась шаром, но ставилась в центр мироздания; гром и молния объяснялись столкновением туч и т.д.).

Книги продавались на рынках. Чтобы оградить рынок от рукописей нежелательного содержания, церковь (Стоглавый собор) запретила продажу рукописей без предварительной проверки церковниками.

Крупнейшим событием в истории культуры явилось возникновение книгопечатания. Белорус Франциск Скорина, родом из Полоцка, в 1517 г. в Праге напечатал Библию на белорусском языке, позаботившись о том, чтобы книга содержала сведения по истории, географии, астрономии. Затем последовали другие издания, которые он выпускал в Вильнюсе.

В Москве книгопечатание началось в 1553 г., первые издания были анонимные. Десять лет спустя была организована государственная типография, во главе которой стояли дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. в Московской типографии вышла книга под названием "Апостол", выполненная с большим техническим и художественным мастерством. Позднее Иван Федоров и Петр Мстиславец работали на Украине (Великое княжество Литовское) в Заблудове, в Львове и Остроге. Они выпустили несколько книг, в том числе первый русский Букварь (1574).

Но в Москве книгопечатание не прекратилось. Здесь дело Ивана Федорова продолжили его ученики Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца 16 в. было издано около двадцати книг, все церковно-религиозного содержания.

Книгопечатание было начато правительством и церковью с целью распространения официальной идеологии, но вскоре оно превратилось в сильное орудие распространения знаний, поэтому начало книгопечатания является одним из самых крупных событий в истории культуры, а Франциск Скорина и Иван Федоров - выдающимися деятелями славянской культуры.

В 17 в. в связи с ростом грамотности увеличился спрос на книги в связи с чем Московская типография (Печатный двор) значительно увеличила их выпуск. Если за 2-ю половину 16 в. было напечатано 18 книг, то в течение 17 в. было выпущено 483 издания. В основном печатались книги религиозного содержания, т.к. книгоиздание находилось в ведении церкви.

Распространялись в России и издания украинских и белорусских типографий. Но церковные власти относились к ним с большим подозрением: подвергали их строгой цензуре и запрещали продажу многих из них. Однако иностранные книги в Россию проникали.

Тематика печатных книг не удовлетворяла умственные запросы и интересы русского читателя. Поэтому и в 17 в. значение рукописных книг не уменьшилось. Они восполняли пробелы в тематике печатных изданий.

Если прежде приоритет в переписке принадлежал духовенству, то теперь этим делом начали заниматься представители демократических слоев светского населения - посадские люди, подьячие и т.п. Именно с этой средой связаны становление и развитие демократического направления в литературе, возникновение новых жанров демократической сатиры, бытовой повести.

Изготовлением роскошных рукописных книг светского содержания занимался Посольский приказ (с 70-х гг. 17 в.), но выпускались они в нескольких экземплярах и предназначались для царского двора. Здесь же переводились иностранные книги, интерес к которым заметно вырос. Если за весь 16 в. переведено 26 книг, то за 1-ю половину 17 в. - 13, а за 2-ю - 114 ( преобладала естественнонаучная, художественная литература, книги по истории, географии, военному делу).

Книга получила широкое распространение среди самых различных слоев общества. Значительным количеством книг владели представители верхушки феодального общества: члены царской семьи, бояре, архиереи, настоятели монастырей и т.д. Владельцами книг были так же дьяки и подьячие, купцы и мелкий посадский люд, рядовые дворяне и представители низшего духовенства, крестьяне и даже дворовые люди. Таким образом, книга проникла во все слои русского общества. Достаточно похожая картина наблюдалась в Беларуси и на Украине.