Искусство эпохи Возрождения
Вся новая история ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцы называют Реформацией, французы - Ренессансом, а итальянцы - Чинквеченто, в нашей литературе ее принято называть Возрождением (Возрождение - это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени). Но ни одно название не исчерпывает всю суть эпохи.
Термин “Возрождение” (Ренессанс) появился в 16 веке. Еще Джорджо Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.) - писал о ” возрождении” искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин “Возрождение” обозначал первоначально не столько название всей эпохи, сколько сам момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу 14 века. Лишь позднее понятие получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
Эпоха началась в Италии с 14 века, в других странах - с конца 15 в.
Королевская власть, опирающаяся на горожан сломила мощь феодального дворянства и создала монархии, в которых развивались европейские нации и буржуазные отношения.
В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным западом предстал новый мир - греческая древность, перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья. Наступил невиданный расцвет искусства (особенно в Италии), который являлся как бы отблеском классической древности, и который никогда уже более не удавалось достигнуть.
Рамки старого были раздвинуты, были открыты новые земли, заложены основы для поздней мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.
Это был величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах, она и породила титанов по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4-5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Все они жили в гуще событий и принимали активное участие в практической борьбе словом, пером или мечом, или тем и другим сразу. Кабинетные ученые являлись тогда исключением.
Революционные исследования природы совершались тогда в обстановке всеобщей революции, но им еще нужно было завоевать свое право на существование. Вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темниц инквизиции (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы. Кальвин (французский деятель Реформации) сжег Сервета (испанский ученый), когда тот подошел вплотную к открытию кровообращения и при этом заставил жарить его 2 часа; инквизиция сожгла Джордано Бруно.
Вызов, хотя и робкий, церковному авторитету в вопросах природы бросил Николай Коперник (польский ученый) своей гелиоцентрической теорией (Земля не центр вселенной, а одна из планет, вращающаяся вокруг солнца). Отсюда начинается освобождение естествознания от теологии, так в “Диалектике природы” писал немецкий ученый 19 в. Ф. Энгельс.
Наука, бывшая в средние века только “служанкой богословия”, освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного “философского камня”, способного обращать любые металлы в золото.
Необыкновенно пышно расцветают в эту эпоху искусства, в особенности изобразительные.