Что способствовало подъему культуры?

  • переход ремесла к мануфактуре;
  • рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели ценить время (тогда говорили: кто умеет использовать время, будет господином всего, чего пожелает), зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, которые были заинтересованы в развитии науки и техники; благодаря новым людям и их новым взглядам менялся облик городов, рождалась новая культура;
  • зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала и начало эпохи колонизации благодаря великим географическим открытиям (в 1492 г. Колумб открыл Америку, в 1497-99 гг. Васко да Гама открыл морской путь из Европы в Индию, в 1519-22 гг. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, в 1471-74 гг. совершил знаменитое "Хождение за три моря" тверской купец Афанасий Никитин и др.);
  • в городах возникла интеллигенция - особая группа людей, занимающихся умственным трудом. В этих условиях начала возрождаться вера в силы человека ("Воля божья" уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Отличительные черты культуры Возрождения:
  • характер антифеодальный, светский, антиклерикальный;
  • мировоззрение гуманистическое; Внимание деятелей новой культуры привлекали прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от латинского слова "гуманус" - человеческий). Отказ от радостей жизни, внушаемый религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов. В Европе появляются первые музеи, ботанические и зоологические сады, коллекции минералов и растений. Писатели - гуманисты воспевали природу, восхищались ее красотой. Художники стали изображать людей на фоне пейзажа. Гуманистов привлекал всесторонне развитый человек, в котором все прекрасно: душа и тело, мысли и чувства. Они высмеивали феодалов за их лень и заносчивость. Гуманисты критиковали церковь, монахов и пап, но не порывали с религией и оставались верующими людьми.
  • обращение к культурному наследию античности ("возрождение" культуры античности), в это время активно велись поиски древних рукописей и статуй, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы;
  • связь искусства и науки (правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание; в это время появилась целая плеяда художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи); изобразительное искусство перестает быть ремеслом и приравнивается к наукам, а произведение искусства рассматривается как результат духовной творческой деятельности;
  • расширился круг заказчиков (в эпоху средневековья основной заказчик - церковь), наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица (знать и бюргеры-буржуа);
  • расширился спрос на произведения искусства, это повлекло широкое распространение станковых форм - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики (керамика, покрытая глазурью), привело к возникновению самого дешевого и самого массового вида искусства - гравюры на дереве и металле - техники, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров;
  • изменилось положение художника в социальной структуре общества: художники еще входят в цехи, но они нередко удостаиваются высоких почестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городских Советах.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не совпадают. В силу исторических обстоятельств северное Возрождение (конец 15 в. - начало 17 в.) отстает от Итальянского (конец 13 в. - вторая половина 16 в.). При тщательном изучении эпохи в разных странах можно выделить следующие периоды: предвозрождение, раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение; естественно временные границы в каждой стране разные. Следует также иметь в виду, что в Италии предвозрождение развивалось на фоне византийской и готической традиции, а позднее Возрождение существовало параллельно с искусством маньеризма (от слова "манера"), сформировавшимся в условиях глубокого экономического кризиса и феодально-католической реакции в Италии 16 в.

Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, с его волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени. Поэтому изучение искусства этой эпохи особенно важно для понимания всего дальнейшего развития художественной культуры Европы.