Интерьер и внутреннее убранство эпохи Возрождения
Внутренняя структура жилых и дворцовых сооружений отличалась четкостью и простотой расположения помещений. В Италии 15 в. парадные и жилые комнаты имели прямоугольную форму и располагались цепочкой вдоль фасадов. Этот прием перешел и в следующие столетия. Потолки в парадных помещениях были сводчатыми, иногда покрытыми росписями.
Стены имели высокую, чаще дубовую, панель. Выше стена штукатурилась и расписывалась. На стенах вывешивали тканые ковры-шпалеры с изображениями различных сюжетов или геральдики (эмблемы, гербы). Двери обрамлялись наличниками с треугольными фронтончиками вверху. Характерным элементом комнаты был камин с “шатровым” увенчанием.
Жилые комнаты и спальни великолепно драпировались различными тканями, в том числе бархатом.
Итальянская мебель 15 в. сохранила связи с готической, но позже все меняется. Мебель становится более разнообразной по типам. Она размещается вдоль стен, исключение стол, он ставился по центру, а в спальнях кровать, которая ставилась перпендикулярно стене.
Одним из главных элементов мебельного убранства были сундуки-кассоны для хранения одежды (связь с готикой). Это деревянный ящик с крышкой, без ножек или очень низкими ножками. Его поверхность украшал неглубокий рельеф. Крышка изнутри расписывалась. Постепенно кассоны усложнялись. В них появлялись элементы архитектурных ордеров, крышка становилась более рельефной, появились ножки в виде львиных лап. Рельефы покрывались позолотой. Появилась живопись с видами городов и куртуазных сцен.
Появились пристенные скамьи с украшенными спинками. Под их сиденьями тоже хранилась одежда. Распространены были складные стулья. Столы были довольно массивны на двух опорах, соединенных перекладиной.
Появляется двухъярусный шкаф с двумя дверками - это по существу два кассона, поставленных друг на друга.
Кровати были с балдахином (легкий балдахин поддерживался четырьмя тонкими резными стойками с задергивающимися занавесками) и без балдахина с двумя спинками в изголовье и в “ногах”. Мебель изготовлялась из темного ореха.
Полы покрывались плитками в шахматном порядке, иногда выстилались орнаментом.
Мелких предметов - бытовых и декоративных - немного. В основном это были светильники, подсвечники. В медных или майоликовых вазах на окнах росли растения. Декоративные тарелки и блюда выставлялись на полках.
В стенах делались ниши для рельефных или объемных скульптур богоматери и святых. Эти ниши часто имели закрывающиеся створки.
При украшении помещений часто использовался орнамент. Готический орнамент вытеснялся античным (особую популярность получает акантовый лист и мотив раковины). В орнамент вплетаются изображения человека, фантастических животных, птиц, плодов и цветов. Эти орнаментальные мотивы получили распространение и в декоративных тканях.
В 16 в. большую роль играет плафонная и настенная живопись, получившая развитие благодаря деятельности Рафаэля и его школы (росписи Ватикана). Популярны были гротесковые росписи (от слова грот; примеры античных росписей, найденных на месте археологических раскопок - гротах).
Полы 16 в. продолжали настилаться из каменных плиток и фаянсовых изразцов.
Появляется новая мебель - конторки, мягкие кресла, разнообразные стулья. Особенно характерны кресла с резными подлокотниками, обитые бархатом или кожей. Часто ножки столов и стульев заменяются двумя резными досками, соединяемыми перемычкой.
В украшении мебели преобладают архитектурные мотивы: пилястры, антаблементы, фронтоны, атланты, кариатиды, гермы, львиные маски и лапы, дельфины и т. д. Широко применяются барельефы. Использовались позолота и цветные фона. Многое напоминало отделку античных саркофагов.
Пышностью и декоративностью отличалась мебель Венеции и Северной Италии. Здесь использовалась геометрическая инкрустация из слоновой кости, черного и светлого дерева. Таким образом, усиливались тенденции, которые привели к появлению стиля барокко.
Жилой интерьер Франции 1-й трети 16 в. принято называть “стилем Франциска I” или ранним ренессансом. Он был похож на итальянский интерьер 15 в. и характеризовался умеренностью и некоторой суровостью.
Мебель раннего периода, как и все прикладное искусство, формировалась под сильным воздействием итальянских образцов, многие из которых были привезены во Францию. Много итальянских мастеров приложили к этому руку.
Мебель, имеющая готическую конструкцию, украшалась ренессансным орнаментом (элементы ордера) в полной аналогии с архитектурой, которая тоже длительное время продолжала оставаться готической. В украшении мебели встречался герб короля: саламандра в огне с королевской короной, королевская монограмма - “F” и “I”.
В это время типичны кресла с высокой и прямой спинкой, глухим ящикообразным сиденьем. Распространены были массивные столы с двумя опорными “стенками”. Получают развитие кассоны. Мебель 1-й половины 16 в. сохранилась в замках Шамбор и Фонтенбло и др.
В быту, как и в Италии, активно используются изделия из фаянса и майолики (поливной керамики), которые выставляются в качестве декора помещения - посуда, блюда, тарелки, кувшины, бутыли и др.
Фаянсовые раковины, листья, ящерицы, рыбы Бернара Палисси украшали богатые дома.
Зрелый ренессанс именуют иногда “стилем Генриха II”. В нем уже нет готических мотивов, а усилились мотивы античности через призму итальянского Возрождения. В украшении интерьера преобладают ордерные черты, повышается роль декоративной орнаментики, так как в архитектуре появляются пробарочные тенденции.
Интерьеры не имеют былой структурной организации.
Двери обрамлялись. В интерьере и в украшении мебели повысилась роль скульптуры. Важную роль играют большие двухъярусные шкафы, украшенные резными кариатидами, гермами и орнаментом.
Столы и кресла тех же типов. Кровати с балдахинами, который поддерживался стойками, являвшимися продолжением ножек.
Изделия прикладного искусства (майолика, фаянс, металл и др.) становятся более изысканными на итальянский античный манер.
Сдержан английский интерьер. Для него характерной чертой являются огромный камин галереи для оркестрантов. Плоский потолок оформлялся сложным орнаментом, уходившим в готические традиции.