Несколько слов о Флоренции эпохи Возрождения
В истории итальянского Возрождения Флоренции принадлежит исключительная роль. В течение двух столетий она была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития искусства. В начале 14 в. Флоренция была богатым, процветающим городом, основу благоденствия которого составляло сукноделие. Принятая в 1293 г. республиканская конституция (“Установление справедливости”), отдала всю полноту власти ремесленным цехам и купеческим гильдиям и отстранила знать от всякого участия в политической жизни. Это время борьбы между “жирным” и “тощим” народом, между политическими партиями “белых” и “черных” гвельфов, и это время первого расцвета духовной культуры города. Зародившаяся здесь во 2-й половине 13 в. поэзия “сладостного нового стиля” послужила прологом к “золотому веку” тосканской литературы, выдвинувшей на протяжении лишь 2-3-х поколений Данте, Петрарку и Боккаччо. Строительство соборов, возведение и украшение церквей и общественных зданий вызвало приток художников и способствовало формированию местной художественной школы. Большую роль в этом сыграл Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). Он был прежде всего живописцем, но также ваятелем и зодчим. Есть сведения, что он был дурен собой, а также что славился острословием. Данте был его другом.
Его творения производили огромное впечатление на современников. Петрарка писал, что перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения. Джотто познал славу при жизни и после смерти. В чем секрет Джотто? Он принес ” естественное искусство”, которое было погребено около 600 лет. “Естественное искусство” основано на изображении окружающего нас мира таким, каким его видит наш глаз.
Джотто еще не освоил законов перспективы, его деревья, горки или архитектура не соответствуют по своим размерам человеческим фигурам, которые тоже не отличаются знаниями анатомии человека (научное изучение ее только начиналось), но это не бросается в глаза, так как достигнутое намного ценнее (“Бегство в Египет”, роспись Капеллы дель Арена в Падуе, ок. 1305).
В своей живописи Джотто вновь открывает трехмерный - объемный мир, действие он помещает в “перспективной коробке” интерьера, например, в “Тайной вечере”, “Благовещенье Анне” в росписях Капеллы дель Арена в Падуе (ил.2). От громоздкой романской монументальности Джотто переходит к ясной, стройной монументальности нового искусства. Одной из самых впечатляющих во всем мировом искусстве является сцена “Поцелуй Иуды” (росписи Капаеллы дель Арена в Падуе). Оба этих образа выявляют человеческий характер. Христос исполнен высокого благородства и мудрости, Иуда - низменного коварства. Это уже не символы, но еще и не идеальные портреты, скорее человеческие образы олицетворяющие добро и зло.
Итак, Джотто заложил основы искусства Возрождения. Но его реформы получат дальнейшее развитие только в начале 15 в., а пока вновь началась полоса возврата к религиозному аскетизму, это связывалось со страшной эпидемией чумы, воспринимавшейся, как божья кара.