Литература эпохи Возрождения
Идеи Возрождения в литературе имели место во всех европейских странах. Как и в изобразительном искусстве Италия была впереди всей Европы.
Все началось с поэтов “сладостного нового стиля” (термин Данте) и самого Данте, творивших на исходе средневековья.
Сложное и противоречивое борение двух эпох (средневековья и нового времени) отразилось на всем искусстве и на творчестве великого Данте Алигьери (1265-1321), которого немецкий ученый Энгельс называл последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени.
Данте родился во Флоренции в мае 1265 г. Он принадлежал к среднему сословию, всегда старался подчеркнуть свою знатность. Образование получил поверхностное и недостаточное. Упорной работой в более зрелые годы он довел его до исключительности. В ранние годы проявил склонность к науке и к поэзии.
В 24 года он принял участие в военных действиях против соседних городов Ареццо и Пизы. В 1296 г. он женился, а в 1300 г. осуществлял ответственные дипломатические поручения и исполнял обязанности приора (приор - должностное лицо в духовно-рыцарских орденах ступенью ниже великого магистра; настоятель небольшого католического монастыря). Данте играет значительную роль в общественной жизни Италии, а также в политических разногласиях города между гибеллинами (за старое) и вельфами (за новое). Это противоборство привело его к пожизненному изгнанию из Флоренции.
В течении 20 лет он скитался по Италии, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов и правителей отдельных городов.
Последние годы Данте провел в Вероне и Равенне и умер в Равенне.
Тело его там и покоится и теперь, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены прах того, кого она не сумела сохранить при жизни.
Грустная и тревожная жизнь вконец измучила душу Данте, но вместе с тем она подготовила и предопределила величие его как поэта. Годы изгнания определили настроение его знаменитой “Комедии” (“Божественной комедии”).
Его литературное наследие (“Новая жизнь”, “Божественная комедия”, “Пир”, “Стихотворения”, латинские трактаты: “О народном красноречии” и “О монархии”) показывает, что гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Причем его ученость иногда ценилась больше его современниками, чем поэзия.
Центральным произведением Данте является “Божественная комедия”. Она писалась почти 14 лет. Слово “божественная” прибавлено после смерти Данте его почитателями. Это универсальное произведение, в котором переплетаются и эпическое, и религиозное, и ученое, и глубоко личное начала. В нем нет ничего случайного, ни в содержании, ни в построении: 3 части, “Ад”, “Чистилище” и “Рай”, каждая состоит из 33 песен, каждая часть имеет деление на 9 отделов. Каждый круг ада ниже предыдущего. Круги чистилища поднимаются ввысь. Рай спланирован чудесно и загадочно.
Настроения ада - скорбь, негодование, гордое упорство в грехе:
И я, взглянув, увидел стяг вдали,
Бежавший кругом, словно злая сила,
Гнала его в крутящейся пыли;
А вслед за ним столь длинная спешила
Чреда людей, что верилось с трудом,
Ужели смерть столь многих истребила…
Вовек не живший, этот жалкий люд
Бежал нагим, кусаемый слепнями
И осами, роившимися тут.
Кровь, между слез, с лиц текла струями,
И мерзостные скопища червей
Ее глотали тут же под ногами.
(Из песни третьей.)
Там вздохи, плач и исступленный крик
Во тьме беззвездной были так велики,
Что поначалу я в слезах поник.
Обрывки всех наречий, ропот дикий,
Слова, в которых боль, и гнев, и страх,
Плесканье рук, и жалобы, и всхлипы
Сливались в гул, без времени, в веках,
Кружащихся во мгле неозаренной,
Как бурным вихрем возмущенный прах.
(Из песни третьей.)
Круги чистилища сопровождаются приподнятым настроением и надеждой на будущее.
Центральное место среди огромного количества действующих лиц занимает Беатриче - идеальная возлюбленная поэта, умершая слишком рано.
Вот как Данте описывает встречу с Беатриче в раю:
В венке олив, под белым покрывалом,
Предстала женщина, облачена
В зеленый плащ и в платье огне-алом.
И дух мой, - хоть умчались времена,
Когда его ввергала в содроганье
Одним своим присутствием она,
А здесь неполным было созерцанье,
Пред тайной силой, шедшей от нее,
Былой любви изведал обаянье…
Без сомнения, прочтение “Божественной комедии” для современного читателя интересно, но очень сложно. Даже во времена Высокого Возрождения, мудрецы такие, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, их приближенные собирались на специальные прочтения и толкования этого произведения. Причем, при толковании высказывались иногда диаметрально противоположные мнения. На этой почве между Леонардо и Микеланджело, который боготворил Данте, был даже конфликт.
Более легкими и доступными являются сонеты, большинство из которых посвящено любви к прекрасной даме.
Другим замечательным представителем итальянской литературы 14 в. является Франческо Петрарка (1304-1374), который являлся одним из первых гуманистов - носителем идей Возрождения.
Родился в Ареццо в семье нотариуса, изгнанного вместе с Данте в 1302 г. из Флоренции за принадлежность к партии белых гвельфов. Слушал право в Монпелье и Болонье. В Авиньоне (с 1309 г. резиденция пап), во Франции, в 1326 г., после смерти родителей вступил в духовное звание. В1330 г. поступил на службу к кардиналу Колонна. В 1332-1333 гг. совершил путешествие по Франции, Фландрии и Германии, во время которых открыл несколько неизвестных речей Цицерона. В 1337 г. он покинул резиденцию пап и удалился в селение Воклюз (неподалеку от Авиньона), здесь он провел в уединении 4 года. Здесь он начал писать латинскую поэму “Африка” (1338-1342), воспевающую деяния римского полководца Сципиона Африканского. Здесь же написаны много из его лучших стихотворений, посвященных Лауре, с которой он впервые встретился в 1327 г. (Лаура умерла в 1348 г.)
В 1341 г. Петрарка по античному обычаю поэтов древности коронуется лавровым венком на Капитолии в Риме и с этого времени становится признанным главой литературного мира Италии. Его слава выходит далеко за пределы родины. Его внимания домогаются многие итальянские и иноземные государи. Папа дает ему дипломатические поручения и осыпает его милостями, что не мешает Петрарке в ряде сонетов, и в письмах бичевать пороки папской курии (сонет 138 “На папскую курию в Авиньоне”).
Петрарка поддержал восстание против аристократии в 1347г. и написал канцону на итальянском языке “Новому правителю римского народа”, в котором приветствовал вождя обновленной Италии Кола ди Риенци.
В 1343 г. он написал знаменитый диалектический трактат “О презрении к миру”. Книга написана в виде трех диалогов с блаженным Августином (353-430) - отцом западной церкви, родоначальником средневековой схоластики, выдающимся оратором и автором знаменитой “Исповеди”. Трактат раскрывает внутренний мир Петрарки, его метания между новым и старым.
В начале 50-х годов он сближается с Боккаччо и дружит с ним в последние годы.
Последние 20 лет своей жизни Петрарка проводит в Северной Италии, в Милане, где ему покровительствовал Джованни Висконти.
Здесь он написал трактат “О средствах против всякой фортуны” (1358-1366), в котором говорит о изменчивости судьбы, о быстротечности всего земного, о небесном благе. Помимо этих произведений Петрарка написал ряд произведений на латинском языке.
Однако, величайшим созданием Петрарки явилась книга лирики на итальянском языке. Это собрание стихотворений: сонетов, канцонов и пр., посвященных Лауре. Эта книга создала Петрарке славу одного из величайших лириков европейской литературы. Вот гимн любви, обращенный к Лауре:
Ты, чья душа огнем любви озарена, -
Нет для тебя достойных песнопений,
Ты вся из кротости небесной создана,
Ты от земных свободна искушений.
Ты пурпур роз и снега белизна,
Ты красоты и правды светлый гений.
Каким блаженством грудь моя полна,
Когда к тебе в порыве вдохновений
Я возношусь… О, если бы я мог
Тебя прославить в звуках этих строк
На целый мир!.. Но тщетное желанье!..
Так пусть хоть там, в стране моей родной,
Твердят Лауры нежное названье.(Перевод В.Буренина)
Современником Петрарки и другом был великий итальянский писатель - гуманист, сын флорентийского купца и француженки Джованни Боккаччо (1313-1375).
Отец старался сделать из него коммерсанта. Боккаччо же влекло к науке и к литературе. В 1330 г. он прибыл в Неаполь, чтобы изучить по настоянию отца право. Но вместо этого он сошелся в Неаполе с кружком гуманистов, начал изучать греческий язык и античную литературу. При посредстве своих новых друзей он попал ко двору короля Роберта Анжуйского, который охотно покровительствовал наукам и искусству. Здесь он встретил Марию Аквино - незаконную дочь короля, которую воспел под именем Фьяметты. Любовь к Фьяметте дала толчок к его творчеству. Поэма “Филострат” (ок. 1338) и венок сонетов сделали его знаменитым. В 1340 (41) г. Боккаччо возвращается во Флоренцию, где со временем занял видное общественное положение.
С 1347 г. он выполнял ряд ответственных дипломатических поручений. Он поддерживал близкие отношения со многими видными учеными тогдашней Италии, особенно тесная дружеская связь установилась с Петраркой. Во Флоренции он пишет романы, пасторали, поэмы, но на всех их лежала печать средневековых традиций. От этих традиций он отходит в психологической повести “Фьяметта” (ок. 1343). В ней рассказывается о любви замужней женщины Фьяметты к прекрасному юноше Памфило, который уезжает к старому отцу и забывает Фьяметту; та ревнует и мучается.
Между 1350-1353 гг. появляется книга новелл “Декамерон” - вершина творчества писателя, одно из ярчайших созданий литературы эпохи Возрождения.
Боккаччо впервые создал жанр новеллы, ее язык, типы, круг сюжетов. Поэтому “Декамерон” считают книгой, положившей основы европейской новеллы.
”Декамерон” открывается замечательным по своему реализму описанием чумы, свирепствующей в 1348 г. во Флоренции. В это грозное время семь молодых девушек и трое юношей из патрицианских семей города, встретившись однажды в церкви Санта Мария Новелла, решили покинуть зачумленный город. Они удаляются в одну из загородных вилл. Здесь они проводят время в играх, забавах и беседах. В течение 10 дней (“Декамерон” - десятидневник) они забавляют друг друга рассказыванием новелл, причем каждый рассказывает в день по одной новелле. Для руководства загородной жизнью ежедневно из собеседников выбирается король и королева.
О чём же рассказывают молодые люди?! Например, в первой новелле второго дня ловкий плут прикидывается калекой и разыгрывает сцену исцеления на мощах святого, то есть здесь подрывается авторитет церкви. Частенько в новеллах высмеиваются монахи, которые на каждом шагу нарушают требования аскетизма. В новеллах чувствуется призыв к радостной земной жизни, к любви. Иногда любовь изображается как прекрасное облагораживающее чувство. Так в первой новелле четвертого дня молодая женщина Гисмонда, дочь графа, полюбив слугу своего отца, восстает против сословных предрассудков, осуждающих такую любовь, и гордо погибает.
Если знаменитая дантевская “Божественная комедия” хотя и отличается от средневековых рассказов о загробном мире реалистичностью и яркостью образов, красочным описанием природы, земными характеристиками человеческих взаимоотношений и страстей, но она построена еще по принципу средневековых видений, насыщена аллегориями и символами, то в произведениях писателей следующих поколений - замечательного поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо - гуманистические черты Возрождения уже торжествуют над средневековыми.
Описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями становится теперь главным содержанием литературных произведений.
Европейская литература эпохи Возрождения
Дух перемен захватил и Европу. Даже самой церкви не удается противостоять духу перемен. Наступает эпоха реформации, поводом для которой стал смелый вызов, брошенный М. Лютером в 1517 г. католическому Риму, погрязшему в роскоши, лжи, лицемерии. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни.
Эпоха была вдохновлена великим античным прошлым европейской культуры и мечтой о ее великом будущем и потому эпоха была пронизана утопическими идеями (Т. Мор “Утопия”, 1516; Т. Кампанелло “Город солнца”; утопические идеи встречаются в творчестве У. Шекспира, Ф. Рабле, М. Сервантеса и у многих других).
В литературе осуществлялась преемственность эпох: от античности через средневековье к Возрождению.
Если ведущими жанрами Раннего Возрождения была авантюрная новелла и исполненная восторга лирическая поэзия, то Высокое и Позднее Возрождение выдвигает на первый план трагедию и роман.
Героем романов Рабле “Гаргантюа и Понтагрюэль” и Сервантеса “Дон Кихот” был человек действующий, с небывалой речевой раскованностью, познающий действительности вступающий с ней в конфликт. Дон Кихот - классический случай разлада человека с непонимающим его миром.
На исходе Возрождения осознается трагедия индивидуализма гамлетовское философское разочарование в возможности разумно действовать и в одиночку исправить свое время.
Ну а теперь остановимся поподробнее на ярчайших представителях европейской литературы эпохи Возрождения.
Нидерланды
Главой “северных гуманистов” является Дезидеий Эразм Роттердамский (1469-1536). Филолог и писатель из Роттердама подготовил реформацию, но не принял ее, был врагом религиозного фанатизма.
Роттердамский подолгу жил в Англии, Швейцарии, Австрии, Италии, Германии, переписывался и дружил со многими выдающимися учеными того времени такими, как Томас Мор, Альбрехт Дюрер и др.
Он имел огромный авторитет у современников и был признан лидером гуманистического движения Европы. Эразм писал на латинском языке. Его произведения отличались ясностью и простотой.
Свой знаменитый трактат “Похвала глупости” (1511) он посвятил Т. Мору. Это сатирическое произведение, высмеивавшее нравы и пороки современного ему общества.
Похвальное слово произносит сама себе госпожа Глупость. Она расписывает свои достоинства и называет своих любимцев: воры-торговцы, знатные вельможи, судьи, власть и богословы, веками ломающие голову над вопросами: “Может ли бог превратиться в женщину, дьявола, осла, тыкву или камень?”
Произведение Эразма Роттердамского многократно переиздавалось и приобрело огромную популярность еще при жизни автора. Духовными наследниками Эразма были Рабле, Монтень, Сервантес, Шекспир.
Многие его идеи использовал белорусский просветитель С. Будный. А Д. Свифт, Вольтер, К. Чапек, Б. Брехт и другие крупные писатели приняли от него эстафету глубокой, остроумной сатиры и смелого гротеска.
Франция
Мы говорили, что в изобразительном искусстве Франции 16 в. присутствуют аристократические и придворные черты, чего не скажешь о великой французской литературе.
Гениальным писателем Франции является Франсуа Рабле (ок. 1493-1553).
Рабле родился в провинциальном городке Шиноне. Дед его был крестьянином, отец - адвокатом - после женитьбы оказался владельцем поместья. Детство Франсуа провел на ферме и знал жизнь деревни. В молодом возрасте он вступил в монастырь. Но монашеская жизнь молодому гуманисту внушила глубокое отвращение, и он уходит из монастыря. Он поступает на медицинский факультет; окончив его работает врачом в больнице г. Монпелье. Жадный к знанию, он увлекается естественными науками и становится одним из самых образованнейших людей своего времени. В 1537 г. получил степень доктора медицинских наук. В качестве домашнего врача при епископе - высокопоставленном дипломате - Рабле дважды совершает путешествие в Рим.
Литературным подвигом Рабле является его роман, состоящий из 5-ти частей “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Книга писалась почти 20 лет. Менялись исторические условия, менялся сам писатель, менялась и книга часть от части. Первые 2 части создавались в период наивысшего расцвета гуманистического движения во Франции (1 часть “Пантагрюэль, король дипсов”, 1532; 2 часть ” Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля”, 1534).
Они проникнуты оптимизмом и верой в тожество добра и справедливости; они полны искрящегося веселья и радости жизни. Последующие части появились в период, когда французская монархия встала на путь католической реакции, поддержки католической церкви и беспощадного преследования вольнодумцев и протестантов, к травле гуманизма подключился и кальвинизм - течение в протестантизме (3 часть - 1546; 4 часть - 1548; 5 часть - 1564, напечатана уже после смерти автора). Поэтому эти части полны глубоким трагизмом и сомнением о возможности изменить мир. Беззаботный смех сменяется язвительной сатирой и мрачным гротеском. Книги романа одна за другой подвергаются запрету, а сам автор - яростной травле церковников.
Сюжетная основа романа - сказка о королях-великанах - тесно связана с французским народным творчеством времен средневековья.
Она заимствована из комической “хроники” о “великом и огромном великане Гаргантюа”.
В иносказательной, забавной иногда грубоватой форме Рабле создает грандиозную художественную энциклопедию жизни Франции 16 века. Вопросы государственного устройства, войны и мира, религии и церкви, системы воспитания и состояния науки и искусства, наконец философские проблемы человеческого бытия и многое другое отразил писатель в своем произведении. Он поставил задачу - развенчать старый феодальный мир и утвердить новые, гуманистические идеалы. С ней он справился. Рабле резко осудил веронетерпимость и фанатизм, которые в скором будущем привели Францию к религиозным войнам.
Творчество Рабле оказало большое влияние на французскую и мировую литературу. Социальная сатира, органичное соединение реального и фантастического, ориентация на традиции народной культуры были полностью усвоены Д. Свифтом, О. Бальзаком, А. Франсом, Р. Ролланом и др.
”Принц поэтов” - это имя по праву носил Пьер де Ронсар (1524-1585). Он входил в объединение семи блистательных поэтов ” Плеяда”. Они хотели создать национальную поэзию на народном языке.
В своих стихах он выступал за единую Францию, воспевал ее красоты и величие (“Гимн Франции”). Мечтает о мире (“Мир”). Воспевает красоту природы (“Ручью Беллери, “Гастонском лесу”, “Реке Луар”).
Вот песнь в честь боярышника:
Мой боярышник лесной,
Ты весной
У реки расцвел студеной,
Будто сотней цепких рук
Весь вокруг
Виноградом оплетенный.
Корни полюбив твои,
Муравьи
Здесь живут гнездом веселым,
Твой обглодан ствол, но все ж
Ты даешь
В нем приют шумливым пчелам.
И в тени твоих ветвей
Соловей,
Чуть пригреет солнце мая,
Вместе с милой каждый год
Домик вьет,
Громко песни распевая.
Устлан мягко шерстью, мхом
Теплый дом,
Свитый парою прилежной.
Новый в нем растет певец,
Их птенец,
Рук моих питомец нежный.
Так живи, не увядай,
Расцветай, —
Да вовек ни гром небесный,
Ни гроза, ни дождь, ни град
Не сразят
Мой боярышник прелестный.
Особое место в творчестве “Принца поэтов” занимает тема любви.
Наибольшую известность приобрели лирические циклы: “Первая книга любви” или “Касандра” (1552), “Вторая книга любви” или “Мария” (1556), “Сонеты к Елене” (1574-1578), посвященные женщинам которых любил поэт. Образы по-петрарковски возвышенны и психологически достоверны.
Но поэт мог и пошутить:
Природа каждому дала:
Орлу - горбатый клюв и мощные крыла,
Быку - его рога, коню - его копыта.
У зайца - быстрый бег, гадюка ядовита,
Отравлен зуб ее. У рыбы - плавники,
И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В мужчину мудрый ум она вселить умела,
Для женщин мудрости природа не имела
И, исчерпав на нас могущество свое,
Дала им красоту - не меч и не копье.
Пред женской красотой мы все бессильны стали,
Она сильней богов, людей, огня и стали.
Утонченная поэзия Пьера Ронсара оказала большое воздействие на последователей.
Жанр философского эссе (набросок) использовал для написания своих знаменитых “Опытов” философ-скептик Мишель де Монтень (1533-1592). В них он противопоставил силу человеческого познания догматизму средневековых воззрений. Его книга отличается сочным народным языком и изобилует разговорными словами. Но самое главное, он обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность.
Яркие произведения литературы рождались в это время и в других странах.
Испания
Испанская литература Возрождения представлена творчеством великого Мигеля де Сервантеса (1547-1616). Сервантес, проживший сложную жизнь, был автором интересных произведений: пасторальный роман “Галатея” (1585), “Назидательные новеллы” (1613), сатирико-дидактическая поэма “Путешествие на Парнас” (1614), Драматические “Восемь комедий и интермедий” (1615) и конечно роман “Дон Кихот” (1605 и 1615), написанный как пародия на средневековый рыцарский роман. Герой этого романа, его поступки и жизненные принципы вызывают интерес и сегодня.
Не менее значимо творчество другого испанского писателя и драматурга Лопе де Вега (1562-1635) - автора свыше 2000 пьес, романов, стихов, среди них всемирно известные произведения: драма “Великий герцог Московский” (1617), социальные драмы ” Кровь невинных” (1623), “Звезда Севильи” (1623), народно героическая драма “Саламейский алькальд” (1610) и, конечно, комедии о любви “Собака на сене” (1618), “Учитель танцев” (1593) и др.
Яркое разнообразное по содержанию и художественному воплощению творчество Лопе де Веги служило выдающимся образцом для последующих испанских и зарубежных авторов. Его драмы и комедии в течение веков не сходят с мировой сцены. Немало произведений драматурга включалось в репертуары ведущих драматических театров: “Глупая для других, умная для себя”, ” Собака на сене”, “Девушка с кувшином”, “Учитель танцев”, “Дурочка”, “Раба своего возлюбленного”, “Фуэнте Овехуна” и др.
Англия
Солнцем литературы Возрождения Англии является Уильям Шекспир, создавший ряд бессмертных произведений - это комедии: ” Укрощение строптивой” (1593), “Сон в летнюю ночь” (1596), “Много шума из ничего” (1598), трагедии: “Ромео и Джульетта” ( 1595), “Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Король Лир” (1605), “Макбет” (1606), исторические трагедии “Юлий Цезарь” ( 1599), “Антоний и Клеопатра” (1607), исторические хроники: “Ричард III” (1593), “Генрих IV” (1597-98), романтические драмы: “Зимняя сказка” (1611), “Буря” (1612). Всего 37 драматургических произведений, многие из них гениальны. Но с чего же все начиналось?!
Возрождение в Англии было более поздним и кратковременным, но зато более интенсивным, чем в других странах Европы ( ренессансная литература в Англии прошла следующие этапы: 1) кон. 14 - кон. 15 вв. - предвозрождение; 2) 1-я пол. 16 в. - раннее Возрождение; 3) 2-я пол. 16 в. - зрелое Возрождение; 4) нач. 17 в. - позднее Возрождение).
Предвозрождение представляет Джеффри Чосер (1340-1400), М.Горький называл его “основоположником реализма” в Англии. Он писал под влиянием Петрарки и Боккаччо, но оригинально. Главное произведение - “Кентерберийские рассказы” (1387), это сборник новел и повестей, объединенных общей сюжетной рамкой.
Идеи раннего английского Возрождения наиболее полно выразил выдающийся гуманист, друг и соратник Эразма Роттердамского, Томас Мор (1478-1535). Он закончил Оксфордский университет и своей научной деятельностью заслужил общеевропейское признание. Надеясь перестроить жизнь с идеалами гуманизма, Мор в 1517 г. согласился стать советником Генриха VIII и постепенно поднялся до высшей государственной должности канцлера. Однако его надежды на просвещенного монарха не оправдались: “король-философ” не уберегся от соблазнов деспотизма. В 1532 г. Мор выступил против готовящейся реформации церкви, осудив сосредоточение и духовной, и светской власти в руках короля. За это его обвинили в государственной измене и казнили. Но потомкам осталась “Золотая книжечка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове “Утопия” (1516), написанная на латинском языке. После Мора жанр утопии, утопического романа прочно вошел в литературу. В этом жанре написал знаменитый “Город Солнца” итальянец Т. Кампанелла. С “Утопией” полемически перекликаются страницы о Телемской обители в “Гаргантюа и Пантагрюэле” француза Рабле. В Англии продолжателем Мора был философ Бэкон (1561-1626), он написал, но не завершил роман “Новая Атлантида” (1624) - яркое проявление европейской гуманистической мысли.
Зрелое Возрождение представлено именами поэтов Филипа Сиднея (1554-86) и Эдмунда Спенсера (1552-99). В это время работали замечательные драматурги: Томас Кид (155?-94), Роберт Грин (1558-92), Кристофер Марло (1564-93), который написал драмы “Тамерлан Великий” и “Трагическая история доктора Фауста”, и, конечно, Уильям Шекспир (1564-1616).
О жизни Шекспира мы знаем мало. Родился в семье зажиточного ремесленника, учился в “грамматической” школе своего родного городка Стрэтфорда на Эвоне, где состоялось его знакомство с классическими языками и античной литературой. После разорения отца Шекспир примерно в конце 80-х гг. 16 в. отправился на заработки в Лондон и решил себя посвятить театральному искусству. В 1612 г., по-видимому, из-за плохого состояния здоровья Шекспир оставил театр, возвратился в Стрэтфорд и, спустя 4 года, скончался в возрасте 52 лет.
Он не имел большого успеха как актер, но благодаря незаурядным литературным способностям уже в середине 1590-х гг. сделался ведущим драматургом, а затем и одним из совладельцев столичного театра “Глобус”. Но с театром нас ждет встреча в следующем разделе.
Шекспир был художником-мыслителем. Он много думал о жизни и о человеке. Его герои необыкновенные люди, наделенные титаническими душевными силами (как титаны Микеланджело). И хотя его трагедии раскрывают нам несовершенство людей, их ошибки и преступления, они не оставляют мрачного впечатления. Шекспир нам показывает человека мощного и красивого, мыслящего, который творит добро.
Глубокий лиризм и образность отличают его поэмы и сонеты.
Уж если ты разлюбишь, - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее.
Что нет невзгод, а есть одна беда
Твоей любви лишиться навсегда.
(сонет 90, перевод С. Маршака)
Кроме самых распространенных поэтических тем любви, смерти, вечности, искусства, Шекспир затрагивает в сонетах животрепещущие проблемы и кричащие противоречия английской действительности. Пронзительной боли и негодования полны, например, строки знаменитого 66 сонета, своим эмоциональным накалом:
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье…
(Перевод С. Маршака)
Шекспир мог гениально сочетать драматизм жизни, размах событий и прекрасную поэтическую форму.
Творчество Шекспира - высшее достижение европейского Возрождения в области литературы. Его произведения действительно бессмертны. Все лучшие театры мира все время обращаются к его гениальному творчеству.