Музыка эпохи Возрождения
Нам уже известно, что культурный мир в эту эпоху обращается к достижениям Эллады. Музыканты были не исключением. Однако редко, кто из них стремился к непосредственному подражанию, тем более, что о музыке древних греков знали только понаслышке, а не по живым образцам. В музыке, как и в других областях искусства возрождался дух жизнерадостного свободолюбия, земное начало в противовес монашескому аскетизму. В этой связи в музыке Возрождения произошло много изменений, музыкальная жизнь этой эпохи была многообразна и пестра: здесь танцы и песни площадей, и мелодии театральных представлений, и ремесло инструментальных мастеров, и трактаты музыкальных теоретиков, и расцвет музыкальных национальных культур. Мы лишь остановимся на основных моментах.
Вокальная музыка
Мы помним, что в средние века преобладало одноголосие. То в эпоху Возрождения пышно расцветает полифония. Для исполнения сложных многоголосных композиций требовались хорошо вышколенные профессиональные коллективы. И такие певческие хоры, существовавшие при дворах, соборах, ратушах, в замках магнатов.
Полифония господствовала не только в профессиональной музыке (церковной и светской), но она пришла и в народную музыку. Но в фольклоре и любительском пении сохраняется так же одноголосие и унисон. Нужно признать, что народные мелодии часто использовались профессионалами при создании музыкальных произведений.
Кто же имел особую заслугу в нововведениях этой эпохи?
В середине 15 в. мировое первенство в музыке завоевывают Нидерланды. Здесь складывается самая влиятельная композиторская школа эпохи Возрождения. На протяжении 15 и 16 веков Нидерланды выдвигают несколько поколений крупнейших мастеров-полифонистов, которые распространяют свою деятельность на Францию, Италию, Испанию, Германию, Австрию, Чехию, Польшу. Мы знаем, что далеко за пределами этой экономически развитой страны славились реалистическая живопись, книжные миниатюры, деревянная скульптура, ювелирное искусство.
Музыку и пение в нидерландских городах любили, пожалуй больше, чем живопись и ваяние. Из всех домов доносились звуки инструментов (опыт инструментальных мастеров передавался из поколения в поколение). Капеллами и школами певчих при соборах руководили опытные музыканты.
Нидерланды того времени включали в себя территорию современной Бельгии, Люксембурга, Голландии и северо-востока Франции. Поэтому эту музыкальную школу можно назвать европейской. Эта школа довела до высшего совершенства вокальную полифонию, в произведениях естественно сочетались четыре, пять, восемь и более голосов скомбинированных в музыкальные темы.
В этой же школе была изобретена имитация - повторение мелодии в каком-нибудь голосе непосредственно вслед за другим голосом. (Позднее, во времена Баха, имитация составит фундамент фуги высшей формы полифонии.) Нидерландцы же мастерски применяли имитацию в канонах 15-16 вв. В искусстве создания таких канонов нидерландские виртуозы проявили массу изобретательности и технической выдумки. Композитор надписывал в нотах: “Кричи не переставая”. Это означало, что пьесу можно исполнить, пропустив все паузы. “Преврати ночь в день” - исполнители должны догадаться, что черные ноты можно читать как белые и наоборот. А пьеса будет звучать одинаково хорошо и в нормальной записи, и в трансформированной. Композитор Окегем сочинил 36-голосный канон - музыкальный небоскреб из четырех девятиголосных канонов.
Благодаря нидерландцам дух Ренессанса проник и в церковную музыку. Так мессы - роскошные музыкальные произведения по своему содержанию были далеки от суровых песнопений. Нередко в мессы включались мелодии народных или светски-игривых песен. Одна из месс построена на теме песни “Тысяча поцелуев”, другая - песни “Отсутствие денег - страшное несчастье”. Гийом Дюфаи написал песенку: “Я стал стар и потрепан, женщины отворачиваются от меня”, а затем переделал ее в песнопение: “Богу отдаю остаток своей жизни”. Этим приемом пользовались и другие композиторы.
С особой охотой нидерландские композиторы писали мотеты - многоголосные духовные произведения, напоминающие кантаты. Обычно мотеты состояли из 2-3 разделов с самостоятельной музыкальной темой в каждом разделе. Тексты бывали духовные или светские.
Проявлением духа нового времени был расцвет светской многоголосной песни. И здесь нидерландские композиторы были первыми. Они писали песни в разных стилях на разных языках - фламандском, французском, немецком, итальянском, латинском. Эти песни очень близки реалистическим бытовым картинам художников Возрождения. Они так же насыщены жизненными сюжетами, столь же богаты свежими красками, тонким лиризмом и добродушным юмором.
”Сегодня утром на завтрак будет хорошая ветчина, полная бутылка доброго вина, белый хлеб без корки, огонь в очаге и рядом красотка с приятным телом. Но самое главное - иметь денежки”.
Это несколько смягченный перевод текста одной из французских песен Орландо Лассо. В другой песне, на немецкий текст, тот же композитор заставляет четырехголосный ансамбль звуками рассказать комически-скорбный путь гуся от птичьего двора, где его ловят, через кухню, где его жарят, и до праздничного стола, где его с аппетитом пожирают в угоду святому Мартину.
Кто эти великие, чьи произведения пела вся Европа?
Это Гийом Дюфаи, Адриан Вилларт, Генрих Изак, Николас Гомберт, Филипп де Монте, Ян Окегем и др. Но “отцом музыки” называли Жоскена де Пре (2-я пол. 15 - первые десятилетия 16 вв.), итальянцы сравнивали его с Микеланджело. Он работал в разных городах Италии и севера Франции. Никто из предшественников не достигал в мессах, мотетах и песнях такой образной выразительности и эмоциональной убедительности.
Его превзошел в 16 в. Орландо Лассо (1532-1594), которого современники величали “бельгийским Орфеем”. Орландо Лассо, певший мальчиком в церковном хоре города Монса (Бельгия), был взят в свиту вице-короля Сицилии Ф. Гонзаги, с которым объездил много городов Франции и Италии; потом около 40 лет служил в Баварии и жил в Мюнхене.
Он синтезировал достижения европейской музыки эпохи Возрождения. Лассо написал десятки месс, более сотни других крупных хоровых произведений, свыше 1200 мотетов, множество мадригалов, вилланел, песен на тексты Горация и Вергилия, Петрарки и Ариосто, Вийона и Ронсара, Ганса Сакса и Лютера. Кто знаком с нидерландской жанровой живописью, например, с полотнами Брейгеля Старшего, тот встретит много знакомых образов в песнях Лассо, воспроизводящих народный быт, уличные сценки, колоритные типы стариков, молодых женщин и бравых солдат. А кто вслушается в трагическое звучание его “Покаянных псалмов” и некоторых месс, тот ощутит в них трепет души столь же напряженный, как и светотень Рембрандта.
Продолжая разговор о вокальной музыке, нужно отметить, что наибольший расцвет и разнообразие наблюдаются в светских жанрах.
Так, 16 век стал периодом расцвета многоголосной песни. Итальянцы называют песню - канцона, французы - шансон, немцы - лид. Существует масса других названий, связанных с национальными и жанровыми разнообразиями песен. В Нидерландах эпохи Возрождения был в моде светский мотет, в Италии - песенные ансамбли во главе с мадригалом и т. д. Названия некоторых песенных жанров красноречиво говорят о их происхождении: итальянская вилланелла и испанская вильянсико в переводе - деревенская песня.
Наиболее изысканной формой светского искусства эпохи Возрождения является пятиголосный мадригал. Это - вокальная поэма с утонченным поэтическим содержанием. Среди многих замечательных итальянских мадригалистов можно выделить композитора Луку Маренцио, “сладчайший лебедь Италии” - так его величали современники.
Вот типичный текст одного из мадригалов Маренцио:
С мечтой горькой по полям пустым
Один я шагаю нескоро.
С людских следов я не спускаю взора,
Чтобы не встречаться больше ни с единым.
Иного средства я не знаю,
Чтоб от докучных скрыться поскорее;
Зачем им ведать, что со мной и где я,
Что под улыбкой я в душе скрываю.
(Перевод Вс. Рождественского)
Мадригальному творчеству отдали дань композиторы многих стран. Он был популярен в Англии во времена Шекспира.
Другой наиболее распространенный жанр светского вокального искусства эпохи Возрождения - французский шансон. Дух гуманиста, жизнелюба и сатирика Рабле пронизывает французскую многоголосную песню 16 в. Сочная образность, остроумие и меткость образов вот характерные и привлекательные черты шансона. Шансоны были самыми различными и по содержанию, и по размеру. В них отражались исторические события, уличные сценки, радость бытия, лирика пейзажа и сердечность души. Эта хоровая классика впитала в себя много элементов народного песенного творчества.
”Проснитесь, усыпленные сердца, бог любви призывает вас в этот первый день мая. Птицы сделают все, чтобы поразить ваш слух, так как весна наступила; вы услышите сладкую музыку подлинного голоса. Маленький скворец, парижский щеголь, вежливый, любезный. О проклятье! Вставай, дорогая Колинетта, пора идти выпить; смех и наслаждение - вот к чему я стремлюсь. Пусть каждый отдается радости. Прочь сожаления, стоны и плач! Настала весна. Эй, назад, кукушки! Выходите из нашей компании, вы всем противны, так как вы предатели. Вы изменой втираетесь в каждое гнездо и несете там яйца. Молимся тебе, господи, услыши нас. О проклятье!”
Это текст песни “Пение птиц”, музыку к которой написал Клеман Жанкен (ок. 1490 - не ранее 1559), называемый современниками “божественный” и “бессмертный”. Наряду с живописными песнями вроде “Пение птиц” или “Крики Парижа” он писал хоровые песни на стихи Пьера де Ронсара, главы “Плеяды” - поэтического содружества гуманистов-новаторов. На замечательные стихи Ронсара писали музыку и другие композиторы.
Знаменитая ода Ронсара, начинающаяся стихами:
Пойдем, о милая, и взглянем
На розу ту, что утром ранним
Раскрыла пурпур лепестков…
и заканчивающаяся:
Так поверьте ж: быстро лет теченье.
Пока играет жизнь под сенью
Зеленой юности в цвету,
Ловите вольные услады!
Как розы, старость без пощады
Растопчет вашу красоту.
Получила чуткое музыкальное истолкование в вокальном полифоническом ансамбле Гийома Котле.
Церковное песнопение
На фоне расцвета светских песен продолжало существовать и церковное песнопение. Самобытную страницу представляют протестантские песнопения.
Мы знаем, что протестантизм - это общее название различных направлений в христианстве, отклонившихся от католической церкви. Смысл протестантизма не сводится только к религиозной оппозиции. Большую роль в подготовке Реформации сыграл и гуманизм - светское мировоззрение эпохи Возрождения. Но религия так долго и так прочно владела умами масс, что в исторических условиях времени социально-политическая борьба неизбежно должна была принять религиозное обличье.
Борясь за национальную самобытность и демократизм церкви, отступники вводили песнопения на родном языке и на народной музыкальной основе. Таковы гуситские гимны времен крестьянской войны в Чехии (1419-1434). Реформация в Германии выдвинула протестантский хорал. В год Великой крестьянской войны в Германии (1525) зазвучал народный гимн “Господь - твердыня наша”. Гейне назвал этот гимн “марсельезой реформации”. Автором этого хорала был Мартин Лютер. Вообще Лютер - руководитель реформации (лютеранство), придавал большое значение музыке и требовал умения петь от каждого школьного учителя. Он создавал не только тексты духовных песен, но и сочинял музыку к ним.
Песни естественно были многоголосными. Первый сборник немецких протестантских песен был издан за год до начала Крестьянской войны. Песни были довольно эмоциональны, в них был и пафос, и скорбная лирика, и радостный порыв, и религиозное смирение.
Мы помним, что Крестьянская война в Германии была подавлена, но реформация восторжествовала в большинстве немецких государств. Лютеранство стало официальной религией, а протестантский хорал - основой богослужения. Последующие поколения немецких композиторов неоднократно обращались к протестантскому хоралу как мелодическому роднику. Но сам хорал в практике церковной службы далеко отошел от духа протеста, вызвавшего его к жизни. Он превратился в казенное песнопение, овеянное елейностью и благолепием.
Апологет “мирского аскетизма” Кальвин и его сторонники (кальвинисты в Швейцарии, пуритане в Англии, Шотландии и Америке, гугеноты во Франции) подвергли музыку суровым ограничениям. Музыка по их мнению способствовала “распутству”. Поэтому диктатор Женевы - Кальвин упразднил роскошную католическую литургию, запретил светские развлечения, танцы, яркие одежды под угрозой тяжких наказаний. Псалмы пелись на родном языке, одноголосно и без сопровождения. В 1572 г. был издан сборник кальвинских псалмов с мелодиями. Протестантские песнопения издавались и в других странах.
Песнопения протестантов привлекали сердца верующих родной речью и простотой музыкального склада. В связи с этим безраздельному преобладанию католического пения наступил конец. Западная христианская музыка в эпоху Возрождения переживала трудные времена.
Контрнаступление католиков возглавил орден иезуитов (утвержден папой в 1540 г.). Вопросы музыки обсуждались Триденским собором - съездом высших чинов католической церкви (собор заседал с 1545 по 1563 с перерывами).
Крупнейшим преобразователем культовой музыки был Джованни Пьерлуджи да Палестрина (то есть из Палестрины, городка близ Рима). Среди современных композиторов ему не уступал только Лассо.
Кстати, и тот и другой умерли в 1594 г. Палестрина много лет руководил папской капеллой собора св. Петра. Он являлся главой римской школы хоровой музыки, подобно тому как Рафаэль считался главой римской школы живописи.
Палестрина избавил полифонию от ненужных ухищрений, она стала более простой и чистой, текст уже не путался в голосах, а был понимаем и гармонично сочетался с музыкой. Создалось вокальное искусство умиротворенно-величавое, невозмутимо благостное, а также доходчивое и агитационное. Мессы (92), мотеты (274) и другие хоровые произведения Палестрины, звучащие под сводами Сикстинской капеллы Ватикана скрестились с гениальными фресками Рафаэля, украшающими стены ватиканского дворца.
Долгое время под влиянием церкви находилась музыка Испании, в которой свирепствовала феодально-католическая реакция.
Как ни напорист был натиск контрреформации на музыку, все же вернуть целиком прежние позиции папству не удалось. Устанавливающиеся буржуазные отношения диктовали новые порядки.
Так в католической Франции удельный вес церковных музыкальных жанров был невелик, преобладали светские песни и инструментальные пьесы. Причем светская музыка становилась все интереснее и изощреннее этому способствовали востребованность музыки на праздниках, театрах, карнавалах и т. д.
Так было в Венеции (венецианская школа 16 в. - одна из самых мощных в европейской музыке Возрождения). Музыка звучала на больших площадях и живописных каналах, в нарядных церквях и пышных палацо с росписями Тициана, Джорджоне, Веронезе и других художников. Пели лодочники, матросы, грузчики, оружейники, на улицах громогласно играли музыкальные инструменты.
… Приходила масленица, и улицы итальянских городов оглашались шумом театрализованных карнавальных игр, пением специальных карнавальных песен.
… Расцветала весна, и в деревнях Италии, Англии и других стран устраивались майские представления с веселыми плясками и песнями.
Музыкальные объединения
Еще в 16 в. на проселках Англии можно было встретить странствующих оксфордских или кембриджских студентов, потешавших народ песенками. Но они уже были не типичны. В это время были распространены другие типы музыкальных объединений.
Таковы мейстерзингеры - мастера пения из среды цеховых ремесленников (“Нюрнбергские мейстерзингеры” - опера Вагнера, 1868).
Башмачники, жестянщики или портные, они занимались музыкой как дилетанты. Деятельность и строение этих любительских коллективов были подчинены строгой иерархии. Нельзя было переходить из одного сообщества в другое, в стихотворном тексте должно быть определенное количество слогов, неукоснительно должны выбираться церковные лады, и в то же время нельзя было повторять отрывок ранее существующей мелодии. Неудивительно, что в искусстве мейстерзингеров царил дух мещанской узости, педантизма, косности! Но среди них редко встречались и вдохновенные художники. Таким был поэт-композитор, по профессии сапожник нюрнбержец Ганс Сакс. Он создал 4275 песен на разные темы, много драматических сценок и др.
Иной тип содружества характерен для итальянского Возрождения. Это - академии. Они возникали в среде просвещенной аристократии и близкой к ней интеллигенции. В академии входили поэты, философы, музыканты, друзья науки, любители искусства. На творческих собраниях велись беседы и ученые диспуты о литературе, философии, изящных искусствах. Постепенно музыка выдвигалась на первый план в академиях, ее горячо обсуждали и много исполняли. С 16 в. академии превращаются преимущественно в музыкальные клубы. Постепенно название “академия” становится синонимом концерта (такие ” академии” давал Моцарт в Вене в конце 18 в.).
Мы уже говорили раньше, что существовали высокопрофессиональные, вышколенные коллективы (певческие хоры, инструментальные ансамбли, оркестры) при дворах, соборах, ратушах, в замках магнатов.
Музыка в театре
Говоря о музыке нельзя обойти ее роль для театра.
Без музыки невозможно представить веселый фарс. Типичен французский фарс о Панталоне - острая сатира на феодальную военщину, судей, богачей, монахов.
Большое место занимали музыка, песни и танцы в итальянской комедии масок.
Самые различные спектакли сопровождались музыкой: и школьные драмы в духовных учебных заведениях, и интермедии, вставляемые в антракты больших драматических пьес.
При английском дворе в 16-17 вв. устраивались увеселительные представления - маски. Они состояли из серии танцев и маскарадных шествий, чередовавшихся с пением и чтением.
При французском дворе в 16-17 вв. ставились пасторальные балеты с пением, причем в них танцевали и короли.
Интересные театрально-музыкальные произведения (эклоги - светские пасторальные пьесы с мифологическими и фарсовыми мотивами, музыкальные комедии) создавались в Испании и Португалии в 15-16 вв. пока не грянула контрреформация.
Без музыки не мыслим театр Шекспира, расцветший на рубеже 16-17 вв.
… Поэты
Нам говорят, что музыкой Орфей
Деревья, скалы, реки чаровал.
Все, что бесчувственно, сурово, бурно,
Всегда, на миг хоть, музыка смягчает;
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья,
И чувства все угрюмы, как Эреб:
Не верь такому…
(“Венецианский купец”. Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник)
Примечание: Эреб - царство вечного мрака.
Музыка передает печаль и радость, восторг и разгул. Здесь часто поют: паж в “Бесплодных усилиях любви”, шут в “Короле Лире” и “Двенадцатой ночи”; поют серенады в “Много шума из ничего” и др. Пляшут ведьмы и поет королева ведьм в “Макбете” и т. д. Ромео призывает язык музыки, чтобы выразить силу любви, полноту его счастья.
Таким образом, музыка в театре Шекспира эмоционально наполняет и драматически развивает действие, образы делает яркими, обостряет ситуацию.
В самом конце эпохи возникает противоречивый жанр - “мадригальная комедия”. Здесь весь драматический текст пьесы исполнялся хором. Каждая реплика диалога, каждая фраза монолога пелась тремя, а то и пятью голосами - как в мадригале. Конец этому положила опера, которая выдвинула на первый план сольную мелодию с аккомпанементом. Но это уже стиль 17 в., о котором разговор впереди.
Музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты в эпоху Возрождения пришли из средневековья. Но в эпоху Возрождения выделилось несколько типов инструментов, они были усовершенствованы и получили всеобщее распространение.
Щипковые инструменты
Царицей инструментов была лютня (лютнист - типичная фигура на полотнах художников Ренессанса). На картине Караваджо ” Лютнист” (1595) можно увидеть этот инструмент, похожий на продольно разрезанную грушу. Жильные струны расположены попарно (5, иногда 6, 7 пар, позднее - больше), и только одна струна - “певунья” - выделена особо.
Лютню упоминают в своих произведениях Данте и Боккаччо. Искусство игры на ней достигает высокого уровня в 16-17 вв. К лютне близки инструменты: теобра, китарроне, кобза, потом бандура, гитара.
Гитара с ее характерным корпусом в виде восьмерки и плоским дном была в Испании эпохи Возрождения народным инструментом. Испанская гитара в конца 16 в. стала популярной в Европе и Америке.
Смычковые инструменты
В эпоху Возрождения возникли два главных семейства смычковых инструментов, на которых музыканты играли “конским хвостом по овечьим кишкам” - виолы и скрипки.
Вначале преобладали виолы. Они вошли в употребление на Западе в 15 в. и были распространены по 18 в. Виолы держались исполнителями по-разному: между коленями или на коленях. Существовали ручные и плечевые виолы.
Скрипки появились вслед за виолами. Они произошли непосредственно от народных инструментов средневековья (фидель, жига, смычковая лира, ребек). Классический тип скрипки выработался в 16 в. в Польше, Италии и Франции. В 16-17вв. в итальянских городах Брешии и Кремоне сложились превосходные школы скрипичных мастеров. Особенно выделилась Кремонская школа. К ней принадлежало несколько поколений семей Амати, Гварнери и Страдивари. Ценились также скрипки польских мастеров Гроблич. Скрипичное семейство, как в певческой капелле делилось по голосам скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Виолы и скрипки отличались друг от друга внешним видом: у скрипки 4 струны, гриф без перегородок, круглые плечи и сводчатое дно; у виолы 6 струн, гриф разделен на лады, плечи покатые, плоское дно и др. Все это сказывалось на звучании. Скрипки и виолончели обладали гораздо большими возможностями выразительно-виртуозной игры, чем семейство виол.
Клавишно-струнные инструменты
Основными в этой группе были клавесин (фр.) - щипковый и клавикорд - ударный. В разных странах их называли по-разному. Клавикорд известен с 15 в., клавесин - с 16 в., но оба начали формироваться еще в 14 в. или раньше. Инструменты того времени можно увидеть в музеях. Они очень красивы внешне. Они украшены росписью и инкрустацией.
Такие инструменты были обязательной принадлежностью королевского и княжеского дворца, аристократического салона, каждого зажиточного дома. Фламандские и голландские живописцы не забывали поместить в уютном интерьере бюргерской квартиры клавикорд или спинет (клавесин малого размера).
Эти инструменты имели много преимуществ перед другими инструментами. Например, перед лютней и органом и удобностью и доступностью и качеством звучания. Но в 16 и даже в 17 в. еще царствовали лютня и орган.
Орган является клавишно-духовым инструментом. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу.
Орган сопровождал католическое, а потом и протестантское пение. Во дворцах и храмах устанавливались большие органы, в небольших церквях и в домашнем быту применяли малые органы: позитив - комнатный орган, и портатив - переносной орган. Орган был усовершенствован, усилилась интенсивность его звучания, тембры стали более разнообразные.
Духовые инструменты
Среди медных духовых инструментов выделялись труба и тромбон.
Тромбоны, как и виолы, изготовлялись разных регистров, и их композиторы охотно вводили в церковные композиции.
Из деревянных духовых инструментов в оркестре применялись флейты - продольная и поперечная, гобой и фагот.
Итак, потребность в новой музыке породила необходимость в новых инструментах. Они появились и преобразовали вокальную музыку и создали новую инструментальную музыку, освобожденную от подчинения пению и танцу.
Инструментальная музыка преимущественно была светской. Она происходила от песенной и танцевальной, но постепенно складывались чисто инструментальные жанры: вариации на тему, прелюдии, интерлюдии, постлюдии, фантазии, токкаты, сонаты и даже симфонии далекие от современного понимания.
Пожалуй, самой модной в Европе была танцевальная музыка. Благодаря печатному размножению нот, танцы быстро распространялись по Европе. К числу модных относились павана, гальярда, пассамеццо, сальтарелло, сарабанда, аллеманда, куранта, полонез, бранль. Танцы чередовались: быстрый - медленный.
Самой популярной инструментальной музыкой этого времени была лютневая и органная музыка, позже ансамблево-оркестровая музыка.
Безусловно, и в этой области музыки были замечательные композиторы и исполнители в различных странах Европы.
Как записывалась инструментальная музыка?
Нотное письмо заметно приближается к современному, так как вместо церковных нотных ладов появились мажорная и минорная тональности.
Подводя итоги, мы отмечаем, что музыкальное искусство в эпоху Возрождения развивалось, совершенствовалось и занимало большое место в жизни людей. Этому в значительной мере способствовало нотопечатание - новый способ размножения нот, пришедший на смену рукописному копированию в конце 15 в.