Искусство XVII - первой половины XVIII века
Признаки нового стиля начали проявляться еще в конце 16 в., но расцветом его стал век семнадцатый. 17 век лежал между великой эпохой Возрождения (14-16 вв.) и эпохой Просвещения (18 в.), поэтому он унаследовал многое от Возрождения и многое завещал Просвещению. А в целом, это самостоятельная великолепная страница в истории мировой художественной культуры со своим мировоззрением, общественным и культурным укладом. Все многообразие этого века, естественно, не укладывается в одном барокко.
Нужно помнить, что в 17 в. зарождался еще один стиль - классицизм, который разовьется со всей мощью в 18 в. А также то, что параллельно этим двум ведущим течениям сопутствовали и другие направления из прошлого или будущего. Наиболее значимым можно назвать реализм. У одних и тех же крупных авторов эти течения нередко переплетаются и взаимообогащают друг друга.
В 17 в. нам предстоит встретиться с такими великими именами, как Караваджо и Бернини, Веласкес и Рембрандт, Рубенс и Пуссен, ван Дейк, Корнель и Расин и многими другими.
Какие же искусства имели наибольший расцвет в 17 веке?
Гравюра на дереве пришла в упадок она была вытеснена офортом (от фр. азотная кислота; рисунок процарапывается гравированной иглой на слое кислотоупорного лака, нанесенного на металлической пластине, затем эти углубления протравливаются кислотой, потом заполняются краской и отпечатываются на листе бумаги) и резцовой гравюрой на меди.
Необычайный расцвет станковой живописи (бытовой жанр, портрет, пейзаж) и интимной графики.
Более успешно развивалась декоративная скульптура, чем станковая.
Расцвет садово-паркового искусства с использованием декоративной скульптуры.
Развивается дворцовая архитектура, в которой объединяются все виды пластических искусств.
Уже к концу 16 в. четко выделились два направления искусства: официальное, наполненное величественным пафосом, и реалистическое, проникнутое демократизмом. Но, пожалуй, в своем существовании они более переплетались, чем противостояли друг другу, как причудливо сосуществовали в 17 в. феодально-монархические государства и буржуазные республики, непримиримые вероучения и философские доктрины, вековые традиции и небывалые новшества.
В отличии от Возрождения новшества 17 в. распространились значительно быстрее по различным странам. Италия (кон. 16 - нач. 17 вв.), Фландрия (расцвет в 10-30-е гг.), Испания, Франция, Голландия (расцвет в 30-60-е гг.) друг за другом стали влиятельными художественными центрами. А к концу 17 в. выделилась архитектурная школа Англии, архитектура и декоративные искусства Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Польши, Литвы, Словении, Хорватии. Своеобразным было зодчество Украины. Европейский опыт применялся и в русском зодчестве (нарышкинское барокко), о котором мы уже говорили ранее. История искусства 17 в. заканчивается со смертью Людовика XIV в 1715 году.
Художественная бурность века определяется от части бурностью исторической и научной. В 17 в. происходит утверждение буржуазных отношений, иногда с помощью монархической власти. В связи с этим меняются экономические и политические роли европейских государств. Так монархическая феодальная Испания, оставаясь крупнейшей колониальной империей, не смогла вернуть буржуазную Голландию после Нидерландской революции. Испанский флот потерпел сокрушительное поражение от английского флота. Поэтому Испанию можно сравнить с колоссом на глиняных ногах.
Пожалуй, самой характерной была абсолютная монархия, как во Франции, где элементы буржуазного уклада были узаконены.
Набирала экономическую и политическую силу Англия, став буржуазной республикой в пору революции 1640-1660 гг.
Италия и Германия были расколоты на феодальные владения и утратили свою былую силу и политическое влияние.
Швеция укрепляет гегемонию на Балтийском море.
Начинается упадок Речи Посполитой.
Не обошлось в 17 в. и без войн. Здесь и военные захваты новых открытых территорий, сопровождающиеся истреблением целых народов, здесь и национально-освободительные войны, терпящие, как правило, поражение, здесь и антифеодальные движения.
Например, Тридцатилетняя война, война католической Франции против католической Австрии и кальвинистской Голландии, принесшая огромные несчастья немцам, чехам, итальянцам и другим народам. Война Испании и Англии за море, и победа англичан над “Великой Армадой” испанцев и т. д.
Мироощущение людей менялось и из-за научных открытий этого времени. Достаточно вспомнить изобретение микроскопа, которое подтолкнуло развитие биологии и заставило задуматься о ничтожно малом, составляющем большое. Изобретение телескопа позволило увидеть не только неземной мир, но и в корне изменить теорию устройства бесконечной Вселенной. Галилео Галилей (1564-1642) и Иоганн Кеплер (1571-1630) развили и обосновали гелиоцентрическое учение Николая Коперника. Механические законы Декарта, Лейбница и Исаака Ньютона (1642-1727) позволили объяснить и просчитать многое, что раньше было непонятным. Паскаль, Бойль, Мариотт положили начало научному изучению жидкостей и газов. А открытие Гарвеем ( 1578-1657) кровообращения приобщило человека к картине единого, движущегося по общим законам мира.
Произошли изменения и в общественной мысли. Англичанин Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что государство создано не богом, а людьми в результате “общественного договора”. Значит одно государственное устройство можно заменить другим человеческими усилиями. А голландец Барух Спиноза (1632-1677) продолжил учение Гоббса и утверждал, что высшей формой власти является демократическое правление, а не монархия.
В 17 в. появляются и новые трактовки бога - это средоточие разума.
В связи со всем этим и произошли изменения в мировоззрении по сравнению с Возрождением, когда человек воспринимался как герой и находился в центре гармонично развитого мира, его сила, энергия, воля не подвергались сомнению. Сейчас обнаружился диссонанс человека и неизмеримо огромного и бесконечно разнообразного и изменчивого мира. Человек уже не центр, а лишь ничтожная часть мироздания, состоящего из природы, общества, государства. Очевидно, поэтому герои театральных пьес и живописных полотен отдают себя во власть природы и страстей.
А отсюда и расширение сферы интересов в искусстве. Обогащается тематика, сюжетный репертуар, разрабатываются новые самостоятельные жанры.
Итак, мы выделили три основных стилевых направления в искусстве 17 века. Это барокко, классицизм и реализм. Начнем с барокко.
Теория барокко появилась только в 20 в. Но термин употреблялся уже в 18 в. Точное происхождение термина “барокко” не установлено. Используем самый распространенный перевод - “странный”, “причудливый”.
Барокко - стиль в искусстве преобладающий с конца 16 до середины 18 века (в Италии в кон. 16 - 1-я пол. 17 вв., во Фландрии в 17 в., в Испании в 17 в., в России в сер. 17 - 1-й пол. 18 вв.). Барокко получило распространение также в Португалии, в испанских и португальских колониях Америки и Азии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, в Западной Украине, в Литве, во Франции барокко слилось с классицизмом, о котором речь пойдет впереди.
Чаще всего стиль барокко связывают с дворянско-церковной культурой. Отводя ему роль прославления и пропаганды католической религии и могущества знати. Но если бы это было так, то вряд ли этому стилю отводилась столь большая роль в истории мировой художественной культуре. Без сомнения, идейное и общественное содержание барокко было более широким. В нем выражались и прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, находящегося в постоянном движении. Поэтому в барокко мы видим интерес к природным стихиям, к человеку - сложной личности со своими переживаниями и конфликтами.
В связи с этим не трудно догадаться, что барокко - это стиль контрастов, неожиданных сопоставлений. Поэтому в нем присутствуют и земное и мистическое начала.
Какие же выразительные средства использовались?
Напряженная динамика, подчеркнутая эффектность, декоративность, театральность, патетика.
Контрасты масштабов и цветов, оптические эффекты и др., если речь идет о изобразительном искусстве.
Стремление соединить в едином ансамбле различные виды искусства, если речь идет о театре, литературе и архитектуре.
С архитектуры мы и начнем знакомство с памятниками искусства барокко.