Барокко в искусстве XVII - первой половины XVIII века
Мы уже говорили, что новый стиль берет свое начало в Италии. Страна ренессанса породила барокко. Рациональное начало архитектуры Возрождения уступило место началу иррациональному, статичность и спокойствие - динамике, напряжению.
Стиль барокко в архитектуре характеризуется мощным пространственным размахом, сложностью текучих форм и криволинейностью планов, связью с окружающим пространством и различными видами искусства. Иногда декоративное, живописное начало преобладает над конструктивно-практическим.
Синтез искусств в архитектуре нам уже знаком. Но в барокко он приобретает новые формы. Скульптура и живопись создают впечатление декоративной насыщенности, пышности и великолепия. Они переплетаются между собой, заслоняют и деформируют архитектурные формы, чего не было раньше.
Архитекторы барокко не отказались от ордеров, но использовали их произвольно как элемент декора. Колонны, пилястры, карнизы, фронтоны как бы вырастают из поверхности стены и незаметно переходят и превращаются друг в друга.
Италия
Барокко в Италии проходит 3 этапа: раннее барокко - с 1580 до конца 1620-х гг., зрелое барокко - до кон. 17 в. и позднее
- 1-я пол. 18 в. Мы остановимся на основных достижениях зрелого барокко.
Высокое, или зрелое, барокко связано с творчеством ряда крупнейших мастеров. В Риме работали Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, в Венеции - Бальдассаре Лонгена, в Турине - Гварино Гварини, в Генуе - Бартоломео Баччо ди Бьянко.
Барокко достигает наибольшего напряжения и экспрессии в культовых, церковных постройках. Они были необычайно пышными, так как этим католическая церковь хотела вернуть свое пошатнувшееся могущество в период реформации. Это великолепные сооружения в разных городах Италии: восточный фасад церкви Санта Мария Маджоре в Риме, 1673, К. Райнальди; церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме Дж. Л. Бернини; Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме, 1634-1667, церковь Сант Иво алла Сапиенца в Риме, 1642-1660, Ф. Борромини; церковь Сан Лоренцо в Турине, 1668-1687, Г. Гварини; церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции, 1631-1681, Б. Лонгена и многие другие.
Строили и многочисленные дворцы и виллы: палаццо Барберини в Риме, 1625-1663, К. Мадерна, Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини; палаццо Пезаро в Венеции, 1676-1710, Б. Гонгена; палаццо Кариньяно в Турине, 1679-1683, Г. Гварини; вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима, 1598-1603, Дж. делла Порта, К. Мадерна и др. Загородные виллы строили с использованием ландшафтной садово-парковой архитектуры.
Центральной фигурой зрелого барокко является Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он был не только архитектором, но и самым крупным скульптором 17 в. в Италии, а также живописцем. С 1629 г. после смерти Мадерны, продолжал постройку собора св. Петра, создавая его интерьер.
Самым значительным архитектурным произведением Бернини является площадь перед собором св. Петра (1656-1667) (ил.17). Архитектор создал практически две площади - большую (общая глубина - 280 м) эллипсообразную, обрамленную колоннами, и трапециевидную, примыкающую к собору. В центе площади установлен обелиск, фонтаны по сторонам от него определяют поперечную ось площади. Рамки огромной площади ограждались гигантской колоннадой (колонны находятся в 4 ряда и их высота составляет 19 м, наверху - балюстрада со статуями).
Площадь отгораживала собор от беспорядочных римских построек и создавала единый ансамбль. Площадь св. Петра - самый крупный ансамбль итальянского барокко.
Монументальная архитектура площади служила достойным фоном для церемонии съезда знати к тожественному богослужению, совершавшемуся в соборе. В 17-18 вв. такой съезд представлял собой чрезвычайно пышное зрелище.
Бернини принадлежат еще ряд архитектурных сооружений. Это парадная лестница Скала Санта (1663-66) в Ватикане, ведущая в покои папы, небольшая овальная церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653-58), окончание и расширение палаццо Киджи-Одескальки в Риме, начатое Мадерной, (1665) и др.
Не меньшее значение для итальянского барокко имеет творчество Франческо Борромини (1599-1667) - соперника Бернини. Борромини довел стиль барокко до максимальной напряженности. Его произведения отличаются особой сложностью и динамичностью форм. Назовем самые значительные.
Церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (у 4-х фонтанов) в Риме (1634-1667) (ил.18). На фасаде церкви можно видеть весь арсенал барочных форм - разорванные дугообразные карнизы, овальные катушки и прочие декоративные детали. Сама церковь имеет в плане сложную форму, напоминающую два колокола, сложенных вместе своими основаниями. Перекрытием служит купол. Как и во многих других зданиях этого времени, композиция церкви решена на контрасте внешних и внутренних архитектурных объемов.
Одной из самых значительных работ Борромини является римская церковь Сант Иво, включенная в здание университета, ( 1642-1660).
Архитектура Италии зрелого барокко оказала огромное влияние на европейское зодчество. Позднебарочная архитектура уже не создала ничего равноценного. Архитекторы последней трети 17 - нач. 18 вв. как бы утрируют приемы барочного зодчества - их решения отличаются крайней усложненностью, даже манерностью. Изукрашенность зданий становится иногда самоцелью.
Нидерланды
В других странах Европы мы можем говорить лишь об элементах барокко в архитектуре, которые чаще всего преобладали в интерьере церквей и дворцов. Так наиболее ярким образцом светского барокко является ансамбль дома Рубенса в Антверпене ( ок. 1610 - ок. 1617). Постройка восходит к итальянским барочным композициям: два здания, соединенные арочным портиком и садовый павильон.
Но в изобильности и пышности декора присутствовал национальный вкус, особенно в интерьерах, напоминающих уютные нидерландские дома.
В целом же городское строительство было традиционным: здания в несколько этажей строились один возле другого и стояли сплошными рядами вдоль улиц или по периметру площади. Но в 17 в. в угоду новому стилю фасады зданий стали украшаться статуями барельефами, орнаментом, ордерными элементами.
Похожей была застройка и голландских городов. Но голландский город отличался морской направленностью. Каналы, плотины, дамбы, шлюзы - характерная примета голландского пейзажа. И вообще голландское зодчество 17 в. было тесно связано с практическими потребностями жизни. Здесь строились ратуши, госпитали, приюты для престарелых, рынки, биржи, склады, здания коммерческих компаний.
В этих постройках, как правило, соединялась практическая целесообразность с архитектурной выразительностью.
В середине 17 в. в архитектуре Голландии утвердились формы классицизма, заимствованные в Италии и Франции. Об этом разговор далее.
Испания
Стиль барокко нашел благоприятную почву в Испании. Испанская архитектура и ранее отличалась декоративностью форм. А его достижения связаны с именем архитектора Хосе Чурригера (1665-1725) и его учеников; отсюда название стиля чуррегереск. Ему удавалось сочетать барокко с мотивами готики и национальной архитектуры (план и строительство г. Нуэво-Бастан, 1709-1713).
Франция
Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с временами правления Людовика XIII (1-я треть 17 в.). Основными его представителями были зодчие Жак Лемерсье (ок. 1585-1654) и Франсуа Мансар (1598-1666).
Жак Лемерсье - королевский архитектор, продолжил строительство Лувра (“Павильон часов” и др.), начатое Леско 50 лет назад, начал строить дворец в Версале в виде небольшого охотничьего П-образного замка с Мраморным двором.
Франсуа Мансар строил усадебные дома на берегу Сены к северо-западу от Парижа (Дворец Мэзон).
Строительство Лувра и Версаля в содружестве с живописцем-декоратором Лебреном и архитектором-паркостроителем Ленотром продолжал Луи Лево (ок. 1612-1670). Он же строил другие парадные парковые ансамбли для французской знати (для министра Фуке замок Во ле Виконт).
Фасады дворцов и парки (водоемы, прямые аллеи, стриженная зелень, мраморные и бронзовые скульптуры грандиозного Версальского парка располагались по общей оси всего ансамбля), прилегающие к ним, подчинены строгим линиям, и лишь скульптура соответствует стилю барокко. Парадные интерьеры дворцов полностью подчинялись барокко. Классический экстерьер (внешний вид здания) и барочный интерьер - специфическая черта французской архитектуры этого времени.
Многие французские города тоже имели регулярную планировку.
Клод Перро в 1670-х гг. строил наружные фасады Лувра. В них уже четко читаются принципы классицизма.
А строительство Версаля заканчивал Жюль Андруэн Мансар. Он же построил собор Инвалидов в Париже - крупнейшее церковное сооружение столицы того времени, и самую большую площадь Парижа - Вандомскую.
Делая вывод о монументальной архитектуре Франции, ее можно определить как классицизирующее барокко.
Англия
Рациональная ясность в архитектуре Англии делает ее заметным явлением в Европе. Архитектор Иниго Джонс (1573-1652) изобретает прямоугольное кубообразное здание с покатой крышей и равномерно расположенными окнами на фасаде. Этот тип здания использовался для усадебных построек и многих городских постройках (Банкетиг-хаус в Лондоне для государственных приемов и придворных представлений, 1619-1622). Со 2-й половины 17 в. в английской архитектуре тоже наблюдается преобладание классических тенденций.
Интерьер и предметы внутреннего убранства.
Начнем с дворцов Италии. Парадные залы дворцов эпохи барокко пребывали в лепном и живописном убранстве потолков и стен. Потолки плоские или сводчатые украшались насыщенными яркими росписями (фресками). Мы помним, что монументальная декоративная живопись в Италии приобретает особое развитие. Плоскости стен оформлялись элементами ордеров, лепными гирляндами и волютами.
Полы настилались мраморными плитами. Эффектно оформлялись двери. Стены меньших комнат затягивались ткаными обоями, а также покрывались росписью.
Особое значение играли большие, доходившие до пола зеркала, расширяющие пространство.
Великолепие дворцовых интерьеров усиливалось мебелью. Столы, кресла, бюро-кабинеты, канделябры (светильники) получают предельно сложную и изощренную обработку. Ножки и подлокотники сплошь покрывала позолоченная резьба. Обивка была бархатной. Шести или восьмиугольные столешницы, покоившиеся на резных ножках (1 или 3), создавались из цветного мрамора в технике мозаики.
Появляются новые виды мебели - шкафы, бюро-кабинеты. Они вытесняют кассоны и лари. Стекло, каменная мозаика, позолоченная бронза - статуэтки, бюсты, сфинксы, медали, орнамент, украшали эту мебель.
Различные изделия из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями (кубки, чаши, бокалы), расставленные по залам дворцов, тоже создавали впечатление богатства и роскоши.
Примеру Италии последовали другие европейские страны. Во Франции тоже начинают строить дворцы с парками. Некоторые дворцовые помещения имеют форму овала. Но интерьер 1-й половины 17 в. во Франции более сдержан. Стены парадных залов облицовывались цветным мрамором, в жилых помещениях деревом, обтягивались тисненой кожей или шпалерами. и мебель была попроще. Лишь декоративная обивка из бархата и шелка, прибитая гвоздями с большими шляпками, была эффектной. Столы покрывались скатертями. Кровати были старого типа с балдахинами и занавесками.
Бюро-кабинеты, выполненные из черного дерева, украшенные резьбой и инкрустацией из других пород деревьев, тоже получили широкое распространение.
Но с наступлением времен Людовика XIV картина меняется. К этому времени начинает хорошо работать художественная промышленность и производить высокохудожественные предметы.
Интерьеры Людовика XIV приобретают чрезвычайно пышный и парадно-торжественный характер. Они служили фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени.
Художественным диктатором был придворный художник Шарль Лебрен. Он вводил в отделку помещений цветной мрамор, позолоченную бронзу, рельефы, плафонную живопись. Главную роль в убранстве помещений играли архитектурно-пластические рамы, которые обрамляли и украшали отдельные участки стен (залы Войны и Мира в Версальском дворце).
Дворцовая мебель стиля Людовика XIV тоже отличалась перенасыщенностью и богатством оформления резьбой и позолотой. В моду входит мебель “стиля буль” из черного дерева, декорированного бронзовыми рамками со вставками из панциря черепахи, перламутра и т. д. В отделке активно применялась позолоченная бронза, серебро, латунь, олово.
Кресла и стулья имеют S-образныае ножки, причудливой формы подлокотники. Сиденья и спинки обтягивались модными шпалерными тканями с изображением деревьев, цветов, птиц, всевозможных завитков.
Особую популярность приобретают диваны. Рамы их спинок имеют волнообразные очертания.
На гнутых ножках были и комоды, сменившие сундуки-кассоны для хранения белья. Они тоже украшались резьбой и золоченой бронзой.
Помещения оформлялись шпалерами, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, ворсовыми коврами, настилавшимися на пол, изделиями из серебра и мягкого фарфора.
С конца 17 в. вследствие ухудшения экономического положения страны, в том числе и королевского двора, вызванного военными и политическими неудачами, предельная роскошь Людовика XIV уступает место относительной сдержанности. В интерьерах появляются и усиливаются элементы классицизма.
Стиль барокко распространился и на севере Европы - во Фландрии. В 1-й половине 17 в. фламандские интерьеры сохранили еще черты ренессанса, но в целом соответствуют стилю Людовика XIII.
Стены почти не отделываются мрамором, а высокой деревянной резной панелью, обтяжкой из шелка и бархата, тиснеными кожаными обоями. Характерен интерьер дома Рубенса в Антверпене, построенного и отделанного внутри самим мастером в 1611-1612 гг.
Фламандская мебель более рациональна по конструкции и менее перегружена украшениями.
Еще более умеренными были голландские интерьеры.
Английские интерьеры 1-й половины 17 в. дают общую картину постепенного перехода от ренессансного убранства к классицизму. Здесь признаки барокко наблюдаются во 2-й половине 17 и начале 18 века, они связаны со школой К. Рена, и ограничивались применением в отделке лепных деталей и гирлянд.