Декоративно-прикладное искусство барокко в искусстве XVII - первой половины XVIII века

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

Законодательницей мод в убранстве европейских интерьеров были Италия и Фландрия. Мастера из этих стран приглашались во Францию и Англию для налаживания производства шпалер, фарфора и т. д.

Так изделия фламандских мастеров 17 в. славились во всей Европе: мебель, инкрустированная слоновой костью и разными породами дерева, кружева и особенно шпалеры. С художественной промышленностью сотрудничали талантливые живописцы в том числе Питер Рубенс.

Итальянские серебряных и золотых дел мастера создавали многочисленные виртуозно исполненные, с применением драгоценных камней, минералов, металлов, перегородочной эмали, кубки, чаши, бокалы, солонки, которые украшали не только итальянские, но и европейские дворцы.

Франция быстро усваивала уроки этих стран, и если в 1-й половине 17 в. керамика, мебель, шелковое и шпалерное ткачество испытывали воздействие Италии и Фландрии, то в середине и 2-й половине столетия можно говорить о национальном прикладном искусстве. Французское барокко в прикладном искусстве называли стилем Людовика XIII.

Изделия прикладного искусства во Франции производились на централизованных мануфактурах: мануфактура королевской меблировки, больше известная под названием мануфактуры Гобеленов. На ней и на других королевских мануфактурах создавались шпалеры, мебель, серебряные изделия, шелковые ткани, кружева, вышивки с высокими художественными достоинствами.

Всемирно известной стала мебель “стиля булль”, названная по имени придворного мастера чернодеревщика Андре Шарля Булля ( 1642-1732). Его мебель создавалась техникой фанирования (изготовлялась из местных пород, а облицовывалась черным и другими породами деревьев) из черного дерева с избытком декора из бронзовых рамок, панциря черепахи, перламутра, различных розеток.

Основы французских шпалер были заложены Рубенсом. Именно ему в 1622 г. заказали картоны “История Константина” для мануфактуры Гобелена, которой тоже руководили фламандские ткачи. Дальнейшее развитие шпалер связано с именами Симона Вуэ и особенно Шарля Лебрена. Лебрен создает знаменитые декоративные композиции “История Александра Македонского”, “История Людовика XIV”, “Месяцы” и др.

Вскоре Франция перестала зависеть от Италии и Востока и в производстве шелка. Шелковое производство было налажено на королевских мануфактурах в Лионе, Туре, Ниме, Авиньоне. Рисунки на тканях отвечали преобладающим стилям: более декоративный и тяжеловесный барочный, более упорядоченный и облегченный классический.

Фаянсовое производство продолжало следовать традициям Италии создавались сосуды с росписью итальянских гравюр. В середине 17 в. становится заметным восточное влияние, керамисты придерживаются персидских и китайских образцов (сосуды с белой и желтой росписью по синему фону и синей росписью по белому фону). Керамика производилась в мастерских Невера, Руана, Мустье.

Итак, в 17 в. во Франции художественные ремесла достигли значительного развития, а произведения декоративно-прикладного искусства обрели самобытность и неповторимость. А Европа начала ориентироваться на Францию.