Литература барокко в искусстве XVII - первой половины XVIII века

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

Пышный и приукрашенный стиль барокко был характерен и для литературы. В разное время, в разных странах, в разных произведениях разных авторов его черты сочетались в различных пропорциях с маньеризмом, характерным для позднего Возрождения, с классицизмом, зародившимся в 17 в. и национальными особенностями литературы.

Специалисты различают несколько стилевых уровней барокко: “высокое”, “среднее” и “низовое” барокко. Мы поговорим лишь об общих характерных чертах.

В целом этому стилю свойственна театральность, иллюзорность (мир - иллюзия; не случайно драма П. Кальдерона названа ” Жизнь есть сон”), столкновение фантастического и реального (реальное событие описывалось аллегорически). Произведения были сложны и замысловаты. Автор пытался создать нечто экзотическое, небывалое и неслыханное. Для этого все средства были хороши: использовались гиперболы, метафоры (“мир - книга”, “мир - театр”), смешивались мотивы античной мифологии с христианской символикой, использовались символы и аллегории, привлекались другие виды искусства. В эпоху барокко создавались книги - эмблемы - аллегорические рисунки, скрытый смысл которых раскрывался в соответствующих им изречениях и стихотворениях. Так, сердце, плывущее по волнам, обозначало человеческую душу в житейском море, изображение лампы с надписью: “Если налить масло” символизировало необходимость наград за верную службу и т. д. Поэты барокко уделяли большое внимание графической форме стиха, создавали “фигурные” стихотворения, строки которых образовывали рисунок сердца, звезды и т. д. Такое произведение можно было не только читать, но и рассматривать как произведение живописи.

Писатели провозгласили оригинальность произведения его важнейшим достоинством, а необходимыми чертами - трудность для восприятия и возможность различных истолкований. Испанский философ Б.Грасиан писал, “Чем труднее познается истина, тем приятнее ее постичь”. Художники барокко высоко ценили остроумие, которое заключалось в парадоксальных суждениях. Вот пример такого парадоксального суждения из сонета испанского поэта Гонгоры:

Во имя жизни - не спеши родиться.
Спеша родиться - умереть спеши.

Барокко в разной степени проникало во многие существующие тогда жанры литературы: в трагедию, героическую поэму, религиозную и светскую лирику, элегию, пастораль, притчу, утопию, путешествие, политический трактат и ученое сочинение.

Самыми известными писателями стиля барокко были: в Испании Луис де Гонгора (1561-1627), Педро Кальдерон (1600 - 1681), в Италии Торквато Тассо (1544-1595), Джамбаттиста Марино (1569-1625), в Германии Ханс Якоб фон Гриммельсхаузен (ок. 1621-1676), в России Симеон Полоцкий (1629-1680). Некоторые исследователи отличают влияние стиля барокко на творчество У. Шекспира, Дж. Мильтона, М.В. Ломоносова, Г. Р. Державина.