Барокко в Беларуси в XVII - первой половины XVIII века
Беларусь в 17 в. входила в состав федеративного государства Речь Посполитая. В ее состав входили Великое княжество литовское и Польское королевство.
Кардинальные изменения произошли в социальной и культурной жизни после принятия Брестской церковной унии в 1596 г. По ней католическая и православная церковь объявлялись униатской, подчиненной папе римскому. Но вместо одной церкви появилось три: католическая, православная и униатская. Большое влияние на Беларусь оказала и контрреформация в лице ордена иезуитов.
Архитектура
17 век - время бурного развития архитектуры. Строили, несмотря на войны, православные монастыри, католические костелы, дворцы магнатов, иезуитские храмы.
В это время многие города превратились в крупные (ок. 10 тысяч жителей) : Брест, Пинск, Слуцк, Полоцк, Витебск, Могилев, Новогрудок, Минск, Гродно, Орша, Быхов.
Строили в разных стилях. Так, замки имели черты нидерландского Возрождения, так как их строили голландские мастера, которые постройку возводили на земляном валу и окружали ее рвами. Наиболее значительными постройками являются замки в Гольшанах (похожий на Мирский замок) и Смолянах (похож на комплекс в Гольшанах).
Строили храмы в готико-ренессансных традициях (костел кармелитов в Ружанах, начат в 1617, костел бернардинцев в Слониме, 1645-1671). Черты итальянского барокко имеет Николаевский костел в Мире (1599-1605), костел иезуитов в Несвиже ( 1584-1593), построенный итальянским архитектором Яном Бернардони.
Наиболее характерными постройками белорусского барокко являются храмы с двухбашенными головными фасадами (такой вариант был распространен в тогдашних Венгрии, Словакии, Польше), это костел францисканцев в Пинске (кон. 16 - нач. 17 вв.), иезуитский костел в Гродно (17-18 вв.), костел бригиток в Гродно (1642-1651) и др. Строились и крестово-купольные храмы: костел иезуитов в Гродно (1647-1663). Уникальным архитектурным памятником белорусского барокко является костел кармелитов в Глубоком (закончен в 1654), перестроенный в 18 в. Многие постройки строились из дерева и не дошли до нас, за редким исключением.
Излишне напоминать, что чем богаче был заказчик, тем пышнее было внутренне убранство церкви, замка или дворца.
Значительное развитие получили живопись, скульптура и графика. Здесь шло тесное переплетение местных традиций с достижениями итальянских, немецких, голландских, французских, испанских деятелей культуры.
Живопись
В станковой и монументальной живописи наблюдается переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко.
Заметное место в монументальной живописи Беларуси 17 в. занимают росписи церквей униатского Жировичского монастыря (1-я пол. 17 в.), росписи Николаевской церкви в Могилеве (1669-1672).
Иконопись переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться от униатства обращаются к старовизантийскому письму. Одновременно появляется стремление дать психологическую характеристику библейским персонажам (“Троица старозаповедная”, 1-я пол. 17 в. из д. Достоево Ивановского района и др.). Фоны икон в это время богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Многие иконы напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер.
С середины 17 в. в Беларуси формируются несколько живописных школ: брестская, могилевская, витебская, гродненская, со своими особенностями, истоки которых лежат в общественно-политическом, экономическом и конфессиальном развитии этих территорий.
В станковой живописи Беларуси 17 в. важное место занимает портрет. Дальнейшее развитие получил сарматский (парадный) портрет. Роды магнатов шляхты хотели видеть всю галерею родственников, чем древнее был род, тем почетнее. Иногда художникам заказывали портреты не существующих знатных предков.
В портрете 17 в. важную роль играла не только написанная особа, но обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.
Сарматский портрет мало изменился, так как он подчинялся канонам: фигура должна изображаться в рост, реже погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти, под изображением помещалась длинная подпись (“Портрет Гризельды Сапеги”, 1630-е гг., “Портрет Елизаветы Радзивил”, 1-я пол. 17 в., “Портрет Кшиштофа Веселовского”, 1636 г., “Портрет Анжея Казимира Завиши, 1676 г., “Портрет Александра Острожского, 1660-1670 гг.(ил.30) и др.) Авторы большинства из портретов нам неизвестны. Но некоторые имена художников мы знаем. Это Бартоломей Стробель - придворный живописец Владимира IV, Иоган Шретер - фламандский живописец немецкого происхождения.
Скульптура
Черты барокко проявляются и в белорусской скульптуре. Она в это время связана с архитектурой, в ее задачи входит украшать интерьеры культовых построек. В это время в Беларуси много работает иностранных мастеров, им приходилось не только показывать свое мастерство, но и учитывать интересы заказчиков: магнатов и шляхты.
Наиболее интересной была мемориальная пластика. Памятники включают рельефы, фигуры умерших, бюсты, аллегорические персонажи, надписи (Надгробие Николая Вольского и его жены Барбары, после 1623 г., в д. Кроменица Гродненской обл. ; надгробие Павла Сапеги и его трех жен, после 1635 г., Францисканский костел в Гольшанах, теперь в Музее старинной белорусской культуры АН РБ; эпитафия Яна Дусяцкого, 1621 г., Фарный костел в Новогрудке; надгробье Льва Сапеги и его жен, после 1633 г., костел св. Михаила в Вильнюсе).
Богатой и разносторонней была алтарная скульптура. Это великолепные композиции, выполненные, как правило, из дерева. Черты барокко имеет алтарь каплицы св. Барбары в костеле бернардинцев в д. Будслов, Минского района (1633-1644) (ил.31). Он состоит из двух крыльев, в которых помещены 8 величественных фигур святых.
Характерное барочное убранство имеет костел августинцев в д. Михалишки Гродненской обл., 1667 г. Интерьер в этом храме делали два итальянских мастера Пьетра Перетти и Ян Мария Гали и местный скульптор М. Жилевич (ил.29).
Многие белорусские мастера из-за частых разрушительных военных действий покидают родину и уезжают в русскую державу. Это были скульпторы, резчики, представители других профессий, связанных с созданием интерьеров. Славу белорусским мастерам принесли строительство и украшение царского Коломенского дворца, иконостасы для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского, Валдайско-Иверского, Свенского и Новодевичьего монастырей.
Графика
17 век - период расцвета художественной графики. В это время распространены: графический портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанр, картография (“Карта Полоцкой земли”, “План Полоцка”, “План Витебска” и др.), виды городов (Несвижа, Бреста, Смоленска, Витебска и др.). Появилась новая техника гравюры на металле.
Ведущим видом была книжная гравюра. Книги печатали и религиозные и светские (учебники, произведения античных авторов, календари, юридично-законодательные акты, описания путешествий и т. д.) с местными и европейскими традициями. Наследию Скорины отдавало предпочтение Виленское братство, которое имело типографии в Могилеве, в Еви. Много иллюстрированных книг выпускала Куцеинская типография под руководством Спиридона Соболя - высокообразованного человека, владевшего несколькими иностранными языками и знаниями о развитии книгопечатания в Европе. В его книжной продукции тоже прослеживалась связь с традициями.
Замечательным металлографиком был Александр Тарасевич - высокообразованный и блестяще технически подготовленный мастер. Он оформлял книги и делал графические портреты. Издания с его великолепными гравюрами выходили в Вильне, Кракове, Слуцке, Аугсбурге. Его работы были европейского уровня. Это доказывают не только книжные иллюстрации, но и станковые графические портреты архидьякона М. Слупского (1677), минского хорунжего К. Клакоцкого (1685), В. Голицына, Л. Барановича (1693), короля Яна III Сабеского (1680).
Много в Беларуси работало и иностранных граверов.
Декоративно-прикладное искусство
Развитию декоративно-прикладного искусства способствовала цеховая организация мастеров. В произведениях этого вида искусства в 17 в. наблюдаются черты Ренессанса и барокко.
Наиболее распространенным видом художественной деятельности была художественная обработка металлов: серебра, олова, латуни и золота. Металлы чеканили, украшали рельефами, позолотой. Использовали для окладов икон и книг, для изготовления литургической посуды, крестов, обрамлений для зеркал.
Развивалось и монументально-декоративное искусство из металла: литье колоколов, надгробия, решетки для ворот, окон и балконов.
17 век можно считать периодом расцвета художественной резьбы по дереву. Белорусских резчиков знали за пределами страны. Мы уже упоминали, что они много сделали для украшения русских храмов.
Иконостасы костелов в Беларуси и русские иконостасы говорят, что резьба по дереву подчинялась стилю барокко (резьба иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, 1683-1685 и др.).
Развита была и архитектурно-декоративная керамика, которая применялась для украшения фасадов зданий, обкладки печей и каминов. Белорусский изразец, яркий, разноцветный, рельефный, различной формы, тоже был известен далеко за пределами родины. Очень много мастеров работало на Руси, они оформляли Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре, Покровский собор в Измайлово и многие другие церкви.
Продолжают развиваться и стеклоделие, и ткачество, и обработка кожи.
Таким образом, Беларусь, как и другие славянские страны, находившиеся под властью более могущественных держав, не отставала от общеевропейских процессов в мировой культуре, а привносила в них свои неповторимые черты.