Рококо в искусстве XVII - первой половины XVIII века
Прежде чем мы обратимся к рассмотрению классицизма скажем несколько слов о промежуточном стиле рококо. После “большого стиля Людовика XIV”, когда все французское было модным во всей Европе, в первые десятилетия 18 в. появляется “стиль регентства”, раннее рококо, затем “стиль Людовика XV” - зрелое рококо, которое сменяется “стилем Людовика ХVI”, где изысканная декоративность изживается и формы становятся строже и проще. Аристократия устала от пышности с одной стороны, с другой стороны наступало время буржуазного классицизма.
Чем же характерен стиль рококо?
После смерти Людовика XIV дворянство проводило время в развлечениях, жизнь, понятая как удовольствие, стала лейтмотивом искусства. Архитектурное оформление интерьеров дворцов в европейских столицах - в Париже, Вене, Берлине, Петербурге - выполнялось в стиле рококо. Рококо характеризуется манерной роскошью оформления помещений и мебели, дробностью и вычурностью форм, криволинейностью и изломанностью линий, хрупкой декоративностью, обилием позолоты. В оформлении помещений ордер не употреблялся. Стенные панно, плафонные розетки, рамы многочисленных зеркал оформлялись мелким орнаментом, напоминающим раковины, морские волны и камни, лист аканта, вплетались китайские мотивы.
На смену мажорным, интенсивным цветам “стиля Людовика XIV” приходят приглушенные, бледные тона жемчужно-серого, голубоватого, цвета крабового мяса, бледно-охристого и др. Применялось много золота и серебра.
Атмосфера придворных интриг, любовных похождений, балетно-маскарадных празднеств родила так называемый галантный стиль. Это времена мадам де Пампадур, фаворитки короля Людовика XV, который выразительно сказал: “После нас хоть потоп”.
Яркими представителями рококо в живописи были Франсуа Буше, Антуан Ватто, Ж.Б. Фрагонар. Черты рококо можно найти в живописи Томаса Гейнсборо. В музыке рококо было присуще творчеству композиторов Куперена и Рамо.
Рококо было последней точкой эволюции барокко. Ему на смену пришел упорядоченный классицизм.