Архитектура классицизма в искусстве XVII - первой половины XVIII века
Стиль классицизма родился во Франции. Режим абсолютной монархии требовал архитектуры не патетической, а величественной и внушительной. Мы помним, что французское барокко тяготело к классицизму. Начало нового стиля знаменуется проектированием и строительством фасада Лувра - королевского дворца в Париже (здание было построено ранее, теперь на него нужно было ” одеть” фасад).
Новый фасад Лувра придавал королевскому дворцу надменную, торжественную парадность. Его мощная колоннада выражает холодное величие, характерное для архитектурных образов классицизма.
В этот же период сооружался знаменитый Версаль - главная резиденция короля. Версаль строился полвека, на протяжении всего времени царствования Людовика XIV. Мы помним, что регулярная планировка парков, величественная строгость фасадов сочетались с декоративным блеском интерьеров дворца.
Популярное тогда садово-парковое искусство имело два типа: пейзажный (английский) и регулярный (французский). В английском парке есть много от китайского садово-паркового искусства: запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки, ручейки с мостиками. Такие парки имитировали естественную природу.
Французский парк - это парк регулярный, где природа подчинена строгой архитектуре зодчего. Дорожки и аллеи прямы, как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кроны деревьев подстрижены под конусы и шары.
Ясность, организованность, четкость классической архитектуры была привлекательна для стабильных режимов. В качестве официального стиля архитектура классицизма была выбрана монархией короля-солнца, самодержавной империей Екатерины II.
Но классицизм утверждается повсеместно с середины 18 в., и он уже связан с буржуазной идеологией просветителей, которые клеймили дворянство, погрязшее в роскошных безделушках.
В 18 в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла парижская художественная академия - Школа изящных искусств (закостенелый классицизм, формы которого превращались в штамп, называют академизмом).
В начале 19 в. во Франции Наполеона I классицизм перешел в последнюю фазу - ампир (“стиль империи”). В это время много строили монументов и триумфальных арок.