Литература и театр классицизма в искусстве XVII - первой половины XVIII века

Разумные и рациональные начала и строгие правила присутствовали и в литературе. Эстетические категории классицизма однозначны. Мужественный герой мужественен во всем и до конца; любящая женщина любит до гроба; лицемер до гроба лицемерит, а скупой скупится. Разумеется, большие художники: Корнель, Расин и Мольер наполняли жизнью эту строгую схему.

Строгие правила должны были помогать мастерам приблизиться к идеальным образцам прекрасного античных времен. Во имя этого были установлены иерархия и четкие границы каждого жанра (высокими жанрами считались эпопея и трагедия, низким - комедия). Каждому жанру соответствовал свой язык: трагедии - возвышенный, патетический, комедии - простой разговорный.

Теоретик классицизма поэт Буало высочайшим достоянием классицизма объявил смысл:

Так пусть же будет смысл всего дороже вам,
Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!

Французский классицизм наиболее яркое выражение нашел в драматургии.

Творчество Пьера Корнеля (1606-1684) представляет ранний период классицизма. Его волевые герои выражают идею патриотического долга, которую понимали как служение государству в лице короля. Так Гораций в одноименной трагедии убивает своих противников братьев Куриациев несмотря на то, что его сестра невеста одного из них. Та, за это проклинает брата и Рим, которому принесена была эта жертва. Гораций за оскорбление родины закалывает сестру. Патриотический подвиг превыше всего.

И если дан тебе почетнейший приказ,
Все чувства прочие да сгинут в тот же час.

Творчество второго великого трагика - Жана Расина (1639-1699) относится ко времени, когда абсолютизм полностью утвердился и двор веселился до наступления потопа, о котором говорил Людовик XV.

В образах Расина показ героики все чаще отходит на второй план, уступая место психологическому анализу личных чувств и страстей человека. Страдание и душевная борьба составляют основу его произведений. Расиновская Федра из одноименной трагедии говорит о себе:

Мне править! Мне царить над целою страной, Когда мой слабый ум уже не правит мной! Когда над чувствами я не имею власти, Когда едва дышу под игом низкой страсти?

У Расина царственные особы - не высшие мудрые судьи, а люди, раздираемые страстями (Федра любила своего пасынка).

Создателем французской комедии и одним из основоположников французского национального театра был Жан-Батист Мольер ( 1622-1673). Народное и реалистическое начало в его произведениях выражено заметнее, чем у кого-либо из писателей классицизма. Это вызывало недовольство критики. В середине 60-х годов Мольер создает три величайшие комедии - "Тартюф" , "Дон-Жуан" и "Мизантроп". В "Тартюфе" Мольер показывает, как лицемерная религиозная проповедь разрушает все нормальные человеческие и семейные отношения. Так Оргон, попавший под влияние Тартюфа говорит:

Я становлюсь иным от этих с ним бесед. Отныне у меня привязанностей нет!
Он делает меня чужим всему на свете. Пусть у меня умрут брат, мать, жена и дети, Я этим огорчусь вот столько, ей-же-ей!

В комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер дал самый яркий сатирический образ буржуа Журдена, преклоняющегося перед дворянством. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена буржуазная трезвость и здравый смысл его жены.

Благодаря творчеству Мольера комедия перестала быть низким жанром.

Пьесы классицизма подчинялись трем единствам: места, времени и действия. Действие должно происходить в одном доме и в один день. Это упрощение было сделано в отместку запутанным и многосложным пьесам барокко.

В исполнительском искусстве классицизма все подчинялось "искусству декламации". Жесты, позы, костюмы и даже язык были условными, но чувства должны были быть искренними. Этим искусством владели такие замечательные актеры Г. Мондори, М. Шанмеле, М. Барон и, конечно, блистательный актер-комик Ж.-Б. Мольер, который до конца жизни играл главные роли в своих комедиях.