Музыка классицизма в искусстве XVII - первой половины XVIII века

Ярким примером классицизма в музыке является творчество Люлли.

В 1671 г. в Париже был открыт постоянный оперный театр - "Королевская академия музыки" ("Большая опера" или просто " Опера"). Патент на спектакли в этом театре у Перрена, драматурга-поэта, перекупил Люлли, когда тот сидел в долговой тюрьме.

Люлли сделал головокружительную карьеру во Франции. Он, сын мельника, мальчиком подвизался в балаганный театр, его взяли в свиту французского дворянина, привезли в Париж и определили слугой, а затем пажем к сестре короля. Певец, гитарист, скрипач, танцор, он обратил на себя внимание при двое и был зачислен в придворный оркестр ("24 скрипки короля"), назначен инспектором инструментальной музыки в возрасте 20 лет, затем придворным композитором, верховным надзирателем музыки и маэстро королевской семьи.

Он прибрал к рукам все придворные музыкальные коллективы и реформировал их. Он закрепил за собой исключительное, наследственное, пожизненное право ставить во Франции оперы, право открывать музыкальные школы, печатать партитуры и либретто. Он добился дворянского звания и места королевского секретаря. Чертовски ловкий и разносторонне способный, Люлли представлял собой типичную фигуру периода Людовика XIV. Он получал огромные доходы и оставил колоссальное наследство. Умер от удара дирижерской палкой по ноге, вернее от гангрены, образовавшейся после такого удара (в те времена театральный дирижер большой палкой отбивал такт).

Централизовав музыкальное дело, Люлли главную заботу проявлял об опере. Он сам выбирал и обучал певцов, нанимал оркестрантов и ставил балеты. Он предлагал на выбор королю несколько сюжетов, ему же первому Люлли показывал готовую оперу. Как правило, он писал по одной опере в год. Новый спектакль демонстрировался сначала во дворце, а потом в городе.

Люлли не сразу взялся за оперы, он много потрудился над сочинениями музыки к балетам и комедиям. Он сотрудничал с Мольером ("Брак поневоле", "Мещанин во дворянстве" и др.).

Свои оперы он называл "лирическими трагедиями" или поющими трагедиями. Лирические комедии Люлли родственны трагедиям Корнеля и Расина и являются типичным выражением французского классицизма. Это пятиактная опера с прологом (в прологе возвеличивался "король-солнце") и апофеозом, монументально и эффектно оформленная, включающая многочисленные хоровые и балетные сцены, сопровождаемая большим оркестром (более 70 музыкантов), строго распланированная и драматургически цельная. В ней много от театрального быта королевского двора с этикетом, праздничностью, танцами и шествиями. При всей возвышенности и патетике оперы были изящны и рассудочны.

Искусство Люлли рационально, очищено от всего мелкого, как версальские парки. Творчество Люлли, как и других корифеев французского классицизма, отразило прогрессивные устремления эпохи: стремление к национальному единству, преодоление феодальной раздробленности, создание твердой государственности. В античных сюжетах воплощались идеи величия страны, воинской славы и героики. В них проводилась мысль: долг выше личного интереса. Таковы Тесей и Персей в одноименных операх, Кадм в опере "Кадм и Гермиона", Ринальдо в опере "Армида".

Помимо 15 опер, Люлли поставил несколько опер-балетов. Он сыграл выдающуюся роль и в области танцевальной музыки. Многие мелодии Люлли из театра перешли в быт.