Архитектура в искусстве Западной Европы

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

В связи с укреплением буржуазии в политической жизни государств, в связи с утверждением новой идеологии Просвещения в архитектуре был найден идеал в лице античной архитектуры. Тогда происходил второй “круг” изучения и освоения античного наследия (первый был связан с эпохой Возрождения). В 1748 г. начались раскопки Помпеи, расширившие представление о культуре Древнего Рима. В это время выходит много теоретических трудов о культуре античности Руссо, Лессинга, Винкельмана - основателя истории искусств как науки. Рим превратился в лабораторию по изучению античного искусства.

Наиболее излюбленной в классицизме была ордерная композиция (“ордер” - порядок), потому что с помощью колоннад можно выразить идею величия и потому что в классическом ордере все части строго соотносятся и находятся в стройной логике внутренних связей.

Композиции классицизма обязательно симметричны. Симметрия наиболее элементарный прием упорядочения композиции. Порядок - дух архитектуры классицизма.

Что касается архитектурных сооружений, то они уступали сооружениям предыдущих эпох.

Италия

Наиболее известным сооружением классицизма в Италии является театр Делла Скала в Милане архитектора Джузеппе Пьермарини. В целом, итальянская архитектура уступает французской, которая продолжает диктовать вкусы зодчим других стран.

Франция

Французские зодчие вновь проявили интерес к классицизму во 2-й половине 18 в.

Крупнейшим произведением архитектуры классицизма явилась церковь св. Женевьевы в Париже по проекту Жака Жерменона Суффло. Позже она была перестроена в Пантеон - место погребения великих людей Франции.

Центральной фигурой в архитектуре этого времени был Жак Анж Габриэль (1698-1782) - “первый архитектор короля” Людовика XV. Он создал площадь Согласия. Это был новый открытый тип городской площади. Она была лишь застроена с одной стороны, с двух боковых были зеленые насаждения, с четвертой - река Сена. В центре площади был установлен конный монумент королю, который сняли во время Великой французской революции, а в 1836 г. установили обелиск. Площадь Согласия - основное звено в архитектурной композиции центра Парижа. Гигантская ось Парижа восток - запад образуется Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей. Это была кратчайшая магистраль в западные пригороды столицы, в том числе в Версаль. В начале 19 в. магистраль завершилась возведением арки Звезды.

В 1770-х гг. Габриэль построил классический павильон версальского парка - Малый Трианон.

Новая фаза в развитии классической архитектуры совпала со временами Наполеона и переросла в стиль ампир. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать императора. Для этого использовали величественную триумфальную архитектуру древнеримской империи. Во время наполеоновских войн здания строить было дорого, поэтому ограничивались возведением триумфальных памятников, реконструкцией старых зданий и отделкой дворцовых интерьеров.

Характерными постройками этого времени является триумфальная арка Звезда на проспекте Елисейских полей архитектора Ж.Ф. Шальгрена и мемориальная Вандомская колонна (подражала колонне Траяна в Риме) по проекту архитекторов Ж. Лепена и Ж. Гондуэна.

Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен - придворные архитекторы Наполеона. Но в основном они занимались отделкой интерьеров и работами для художественной промышленности.

Германия

Зодчество Германии 2-й половины 18 в. тоже развивалось в направлении классицизма. В 1788-1791 гг. Берлин обогатился известными Бранденбургскими воротами, возведенными Карлом Ланггансом. Для построения ворот использовалась композиция Пропилей Афинского акрополя. Это был памятник немецкого строгого классицизма.

Самым значительным мастером немецкой классической архитектуры является Карл Фридрих Шинкель. В 1818-1821 гг. он построил в Берлине драматический театр.

Англия

Зодчим-классицистом в Англии 1-й половины 18 в. был Вильям Кент, отвергавший всякую усложненность формы. Крупнейшее его произведение - замок Холькхэм (1730-е гг.) Кент явился основоположником английского ландшафтного парка, похожего на естественную природу.

Центральное положение в архитектуре промышленноразвитой Англии 2-й половины 18 в. занимали братья Адам - Роберт и Джеймс. Изучив в Италии античную архитектуру они построили в Лондоне ряд домов с изысканными пропорциями и благородной простотой.

Интерьер и предметы внутреннего убранства

Интерьеры классицизма (стиль Людовика XVI) отличались простотой и ясностью декоративной композиции. Стены от потолков отделяются карнизами, плоскости стен четко разграничивались между собой пилястрами или полуколоннами. Образцом такого интерьера является библиотека короля в Версальском дворце. В орнаменте преобладают античные и сельские сюжеты. Орнамент всегда симметричен. Излюбленная гамма цветов - белые, голубые, розовые, светло-зеленые, кремовые приглушенные тона. Переходным к стилю ампир был стиль Директории. Ведущие мастера ампира Персье и Фонтен внесли в интерьер мотивы помпейских росписей и египетского искусства. Темы пасторалей исчезают и появляются героические и триумфальные мотивы: гирлянды, венки, императорские орлы, военные римские доспехи, античный геометрический орнамент, фигуры в античных одеждах, рог изобилия; египетские темы: сфинксы, мумии, обелиски.

Цветовая гамма ампира резко отличается от 18 в. Вводятся интенсивные тона: пурпур, малиновый, синий, зеленый, желтый цвета. Широко применяется позолота.

В интерьерах, как и в 18 в. широко применяются шелковые ткани, ими обтягивались стены.

В мебели предпочтение отдается красному дереву с бронзовыми позолоченными деталями.

Черты ампирного интерьера были распространены и в Англии, и в Германии, и в Италии.

Что касается мебели, то она тоже приобретает черты классицизма (стиль Людовика XVI). Формы кресел, комодов, секретеров, столов приобретают четкий конструктивный характер. Большую роль играет прямой угол. Мебель находится под сильным влиянием античных образцов. Большие деревянные плоскости тонко обрамлялись бронзовыми накладными деталями: гирляндами, лентами. В отделке мебели использовались бисквитные и фарфоровые медальоны. Мебель преимущественно была невысокой.

В конце 18 в. распространилась мебель стиля жакоб с латунными деталями отделки, созданная мастером Жакобом Демальте.

Мебель стиля апмпир еще более стала похожа на образцы античной мебели. Характерно, что стремление к строгости мебели порой вынуждало пренебрегать требованиями удобства в угоду декоративности.

Под влиянием классицизма изменились и декоративные ткани. Рисунок на них становится более строгим, возрастает роль античных мотивов, а также цветов и пейзажей.

Выдающуюся роль в производстве художественных тканей сыграл рисовальщик, лионский фабрикант Филипп де Лассаль. На его предприятиях производились тяжелые гобеленовые ткани, а также легкие хлопчатобумажные и многочисленные кружева для костюмов и отделки интерьеров.

Черты классицизма проявляются и в изделиях из серебра и бронзы. В это время распространены люстры с бронзовой позолоченной основой, украшенные многочисленными хрустальными подвесками и цветным стеклом. В стиле ампир хрустальные подвески исчезают, структурная основа и украшения люстр полностью выполняются из бронзы.

Французские интерьеры украшали изделия из фаянса, фарфора и бисквита - неглазурованного фарфора. Это были группы, изображающие персонажей античной мифологии, а также пасторальные сцены. На всех этих изделиях лежит свойственная французской культуре печать изящества и изысканной утонченности. Кроме этого интерьер обогащали разнообразные изделия из золоченой бронзы - настольные часы, чернильные приборы, канделябры, бра и др. Прославленным мастером-бронзовщиком был П. Томир, работавший в тесном контакте с Жакобом Демальте, а также участвовал в проектах Персье и Фонтена.

Английский интерьер отличался большей сдержанностью последовательного классицизма. Этот стиль выдерживался мебелью и произведениями прикладного искусства.

Англию можно по праву считать классической страной по производству керамических изделий. Особую славу имели изделия выпускающиеся фирмой Джошуа Веджвуд. Это были столовые сервизы, вазы, кашпо, футляры для часов, предметы туалета и многое другое. Медальонами Веджвуда украшались лицевые поверхности бюро и другие предметы мебели в качестве вставок в основную деревянную поверхность.

На предметы внутреннего убранства и все декоративно-прикладное искусство Центральной Европы большое влияние оказали два важнейших события: саксонский фарфор (Германия) возглавил развитие европейской художественной керамики, а богемский хрусталь (Чехия) стал началом нового периода в истории художественного стекла.