Живопись в искусстве Западной Европы

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

18 век - это век Просвещения, это и галантный век, это время обострения социальных противоречий. Поэтому параллельно с придворным искусством вызревала живопись близкая запросам и вкусам третьего сословия.

Франция

Придворное искусство развивалось в стиле рококо (рокайль). Основными заказчиками были король и аристократия.

Преуспевающим модным художником, которому покровительствовала сама мадам де Помпадур, был Франсуа Буше (1703-1770). Он создал типичный вариант придворного рокайля, легковесного и манерного. Он писал пасторальные сцены с жеманными псевдопастухами и псевдопастушками (ил.35), эротические сцены, пухленьких обнаженных прелестниц под видом Диан и Венер (“Купание Дианы”, “Туалет Венеры”), писал и сельские пейзажи (“Пейзаж в окрестностях Бове”) - какие-нибудь заброшенные мельницы и поэтические хижины больше похожие на театральные декорации.

В своих картинах Буше использовал характерные для рококо краски: розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубоватые, - они превращали картины в воздушное пирожное.

В 1740 г. приятель Буше Нирон в одном из своих стихотворений говорит от лица знаменитого живописца мадам Помпадур:

Говоря откровенно, я ищу
Лишь изящество, грацию, красоту,
Мягкость, вежливость и веселость
Словом, все то, чем дышит
Чувственность или игривость,
Все это без лишней вольности,
Под покровом, которого требует
Придирчивая добродетель.

Дидро же в 1765 г. заметил, что в многочисленной толпе амуров и женщин у Буше нет ни одного ребенка и ни одной настоящей женщины.

Буше много работал в области декоративного искусства, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору.

Одним из величайших мастеров французского искусства был Антуан Ватто (1684-1721) (Буше считал себя его учеником). Он писал “галантные празднества”, но внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию. “Общество в парке”, ” Квартет”, “Праздник любви” - это шедевры утонченной живописи иного, чем у Буше рококо. Лиричны и задушевны его картины, посвященные театру (“Жиль”). Его реалистичные картины исполнены с присущим ему изяществом (“Капризница”, ок.1718 (ил.36) , “Лавка Жерсена”, 1720). “Лавку Жерсена” Ватто писал будучи смертельно больным. Он вернулся из Лондона после неудачной поездки к доктору, остановился в доме Жерсена и за несколько дней написал для него вывеску, в которой изобразил его лавку и знатных посетителей, рассматривающих картины, продавцов и слуг, упаковывающих в ящик купленный портрет. Этой картиной Ватто положил начало развитию французской реалистической живописи.

Продолжателем стиля рококо с реалистическими исканиями был Жан Оноре Фрагонар (1735-1806), он был учеником Буше и Шардена. В его картинах царит игривая эротика, так модная в галантном веке (“Поцелуй украдкой”, “Выигранный поцелуй”).

Художниками третьего сословия были Жан Батист Шарден (1699-1779) и Жан Батист Грез (1725-1805).

Шарден - сын парижского ремесленника-столяра, прошел выучку у академических живописцев, но его работы далеки по темам от академических. Естественны и просты его жанровые картины: “Прачка” (1737), “Гувернантка”, “Молитва перед обедом”. Шардена можно считать и создателем реалистического портрета этой эпохи (“Автопортрет”, “Портрет жены”).

Излюбленным жанром Шардена был натюрморт. Этот жанр вошел в моду в 18 в. под влиянием голландцев. Его натюрморты имеют уравновешенную гармоническую структуру (Шарден подолгу делал композиции из натуры). Именно в натюрмортах (“Медный бак” ,1730-е; “Корзина с персиками”, 1768; “Натюрморт с атрибутами искусства”, 1760-е) проявился дар Шардена как великого колориста. Умение передать форму предметов, игру света, оттенки окружающей среды оценил Дидро, считавший его “первым колористом Салона”. Его любимыми цветами были серебристо-серый, темно-коричневый, синевато-стальной, розово-красный, белый, черный.

Реалистическое искусство Шардена получило поддержку передовой художественной критики.

Успехом у критики и у Дидро пользовался и Грез. Но, пожалуй, первый среди французских художников стал проповедником буржуазной морали. Его сентиментальные картины (“Отец семейства, объясняющий своим детям библию”, 1755; “Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763) имели временный успех у буржуазии.

В годы французской революции отрицалось все, что было связано с жизнью прошлого. Поэтому Буше презирали, Фрагонара кое-как терпели, к Грезу относились снисходительно. Зато вспыхнула звезда Пуссена и началась эра нового классицизма революционной буржуазии. Знаменосцем нового искусства стал Жак Луи Давид (1748-1825). Он воспринял античность как пример гражданственности. Свое художественное кредо он выразил в картине “Клятва Горациев” (1784) - победа гражданского долга над личным чувством.

Во время революции он руководил художественной жизнью Франции, был членом Конвента, сподвижником Робеспьера и Марата. Лучшим произведением Давида является “Смерть Марата” (1793) (ил.38) написанная им сразу после убийства “друга народа” по заказу Конвента. В “Смерти Марата” нет ничего надуманного: Марат в ванне, отвечающий на письмо Шарлотты Корде и предательски ею убитый. В этой картине художник нашел синтез эмоций мгновенного и вечного, что сделало картину великой. Ванна на черном фоне стен смотрится как неразрушимый саркофаг, а фигура убитого - как памятник ему.

После падения якобинской диктатуры Давид поверил в нового героя - Наполеона. И его классицизм встал на прославление совсем противоположного.

Классицизм иногда противопоставляют рококо, но “простота и ясность “античности, была в 18 в. такой же условной формой, как вычурность рококо. Поэтому искусство никогда не вписывалось только в один стиль.

Англия

Передовая экономическая держава Англия впервые выдвинулась в ранг первых стран в живописи. В 1-й половине 18 в. в Англии родилась национальная школа живописи. Если ранее заказы дворца и знати выполняли иностранные мастера, то в 18 в. появились отечественные талантливейшие живописцы. И среди них первый Уильям Хогарт (1697-1764) - сын типографского корректора из Лондона. Он представлял англичанам целые серии критических и сатирических картин. Хогарт по-театральному сочинял целые истории, разбивал их на акты и каждый акт запечатлял в отдельной картине. Картины он писал маслом, а потом воспроизводил их в гравюрах. Размноженные серии Хогарта производили сенсацию. Он создал циклы “Карьера проститутки”, ” Модный брак”, “Карьера мота”, “Прилежание и ленность” и многие другие - каждый из 6-8 или больше композиций, связанных общим сюжетом. Он живописует со всеми острыми и смешными подробностями непристойные кутежи своих героев и приводит их к плачевному финалу (ил.39). “Карьера мота” заканчивается жестокой сценой в сумасшедшем доме, “Модный брак” смертью любовника, мужа и жены. К своим картинам он составлял словесные комментарии.

В 1753 г. он написал теоретический трактат “Анализ красоты”.

Хогарт был и замечательным портретистом. В 1757 г. он получил звание придворного живописца, и поэтому много писал заказных портретов. Шедевром живописи стал известный портрет “Продавщица креветок” (1760-е). Дерзкая, веселая, краснощекая, голубоглазая девушка из народа впервые появилась в “большой” живописи. Но самое главное в нем широкая, свободная манера живописи, которая передает солнечный свет и влажную атмосферу. К этому придут импрессионисты через 100 лет.

Искусство Хогарта сравнивают с искусством писателя Д. Свифта. Он стал первым английским художником, искусство которого вышло за пределы страны и стало важным для развития всего европейского искусства. Его высоко ценил Павел Федотов.

Во 2-й половине 18 в. английское изобразительное искусство переживает период большого подъема. Англия диктовала моду на садово-парковые ансамбли, мужскую моду, оборудование интерьеров в высших кругах. Создается система художественного образования, в 1768 г. открывается Академия художеств, устраиваются систематические выставки, создаются частные коллекции.

Наибольшего признания у современников добились мастера английской портретной живописи.

Джошуа Рейнолдс (1723-1792) - сын пастора, начал рисовать очень рано. С 19 лет начал свою самостоятельную деятельность портретиста в г. Плимуте. В Италии изучал живопись мастеров Возрождения (1749-1752). Вернувшись в Лондон, открыл свою портретную мастерскую. Он писал до 100 портретов в год. В 1768 г. его выбрали первым президентом Академии художеств. Рейнолдс развернул кипучую деятельность. Делал теоретические выступления, многочисленные опыты и исследования в области технологии живописи. Изучал живопись Рембранта в Голландии (1781,1783). Расцветом его таланта считаются 70-е годы. Он пишет портреты верхушки английского общества. Знаменитыми работами считаются “Портрет Сары Сиддос в образе музы трагедии”, “Портрет адмирала лорда Хитфилда”, “Мисс Хор с ребенком”, “Амур, развязывающий пояс Венеры” (ил.40).

Его официальные портреты написаны рационально и проникнуты пафосом. Рейнолдс как бы сочинял свои портреты, окружал портретируемых ореолом их деятельности. Его стиль тяготел к барокко.

В тех же кругах был популярен Томас Гейнсборо (1727-1788), но в отличие от Рейнолдса он не знал никаких теорий и писал с натуры интуитивно. Гейнсборо подчинялся вкусам заказчиков, но в их рамках он был оригинальным тонким художником близким к стилю рококо. В своих работах Гейнсборо ничего не сочиняет, но его нейтральные портреты очень поэтичны. В его женщинах чувствуется благородство крови и духа. Он прославился своими голубыми портретами: “Портрет Сары Сиддос”, “Мальчик в Голубом” (ил.41), “Дама в голубом” и др. Замечательны у Гейнсборо и пейзажи, передающие атмосферу (“Водопой”, “Повозка”) . Гейнсборо любил музыку, поэтому его работы тонки и музыкальны. Портреты он писал для денег, пейзажи для души.

Постепенно английский пейзаж набирал силу и прославился с именем Джона Констебла. Он жил в деревне и писал самые обыкновенные, но задушевные уголки родной природы с мельницами, лощинами, дорогами, заводями, мостами через ручей и т.д.

В других странах, мы уже говорили, изобразительное искусство опустилось до уровня посредственности.