Скульптура в искусстве Западной Европы
Французская скульптура в 1-й половине 18 в. решала декоративные задачи, как и в 17 в. Популярна была мелкая пластика. Широкое распространение мифологических сюжетов позволило скульпторам изображать обнаженное тело. В подобного рода работах преобладала грация и изящество форм. Распространены были придворные портреты. Новые черты появляются во 2-й половине века. Они связаны с творчеством Жана-Батиста Пигаля (1714-1785). Но главными фигурами французской скульптуры были Этьен Фальконе и Жан Антуан Гудон (1741-1828).
Самые яркие достижения реализма связаны с Гудоном. Он был сыном привратника Королевской школы, в которой работали стипендиаты французской Академии художеств, получившие право на поездку в Рим. Поэтому Гудон с детских лет стал посещать мастерские и проявил большую одаренность в скульптуре. В 12 лет его приняли в Академию художеств, а в 1764-1768 он работал в Риме в качестве стипендиата. Здесь он изучал античную скульптуру. По возвращении во Францию Гудон быстро добился успеха. Уже в начале 70-х гг. Он получил известность во Франции и за границей. Он создал галерею психологических многогранных, жизненно ярких портретов представителей эпохи Просвещения: портрет Дидро (1771), многочисленные портреты Руссо и Вольтера (в частности, мраморная статуя Вольтера была исполнена по заказу Екатерины II, ил.42), портрет Мирабо ( 1791); а также портрет жены и др. Несколько работ он делал для русских и американских заказчиков (памятник Вашингтону, портрет Франклина, Портрет Джефферсона). Во времена Наполеона продолжает создавать галерею выдающихся деятелей Франции. Но поздние работы идеально отвлечены, сказалось влияние классицизма.
Об Этьене Фальконе мы поговорим в теме русского искусства.