Литература в искусстве Западной Европы
У всех народов Западной Европы в 18 в. была главная задача - ликвидация старого образа жизни, основанного на угнетении и неравенстве. Общественная жизнь и общественная мысль этого периода определялась в основном решением этой задачи. Это сказалось в выборе тем произведений и художественных средств. Поэтому литература была преимущественно антифеодальной или просветительской.
18 в. в жизни народов Западной Европы - век колоссальных социальных потрясений. Судьба европейского феодализма была окончательно решена во Франции во время революции 1789-1794 гг. Антифеодальное движение в других странах Европы знаменовало собой переход человечества в новый период истории.
18 в. - это век Просвещения. Деятельность просветителей относится к периоду феодального крепостничества, когда перед обществом стояла задача ликвидации устаревшей феодально-крепостниеской системы и перехода к капиталистическому развитию
- более прoгрессивному, чем феодализм.
Деятельность просветителей сводилась к расчистке пути для нового социально-экономического строя - “царства разума”, основанного на “естественном равенстве”. Каким будет этот новый строй они представляли смутно. Путь к достижению этого строя они видели в распространении знаний. Искусство представлялось им наиболее действенной формой борьбы против феодализма. Художник должен был активно вмешиваться в общественную жизнь. Художник не только бытописатель, он судья, он карает преступников на троне, угнетателей-тиранов, он возвеличивает и прославляет нравственную доблесть народа. Чтобы выполнить исторические задачи времени просветители создавали тенденциозные произведения. Эта тенденциозность отвечала историческим задачам времени. Используя печатное слово и театральную трибуну просветители звали к обновлению мира.
Характерные особенности просветительской литературы.
Просветители критически относились к литературе классицизма, но они использовали черты классического искусства, и создали просветительский классицизм. Например, героическую патетику, чувство гражданственности они поставили на службу революционным идеям (классические трагедии Вольтера “Брут”, “Магомет” и др.)
Просветители в публицистической деятельности избрали форму короткой, отточенной, остроумной политической или философской брошюры. Такие брошюры были дешевы и легко распространялись среди широких читательских кругов (“Философский словарь” Вольтера, “Карманное богословие” Гольбаха, “Диалоги” Дидро и т.д.). Острые, яркие, не скучные эти книги вызывали революционный подъем у читателей.
Просветители создали особый жанр художественной публицистической прозы - философский роман (Монтескье “Персидские письма”, Руссo “Эмиль”, “Новая Элоиза”) и философская повесть (Вольтер “Кандид”, “Простодушный” и др; Дидро “Племянник Рамо”, “Жак - фаталист” и др.). Французские просветители ратовали за точность и ясность языка писателя.
Просветительство Англии 18 в. решало проблемы послереволюционного развития, оно боролось с пережитками феодализма в экономке, политике, сознании людей, оно утверждало мораль нового общества (Дефо, Ричардсон, Филдинг). Вместе с тем просветительство выражало разочарование демократической части общества в результатах буржуазной английской революции. Это отражалось в творчестве Свифта, Голдсмита, Стерна). Английское Просвещение было учителем для французского и немецкого. Философия Джона Локка оказала глубокое влияние на Дидро и Вольтера. Англию посещает Монтескье, изучая ее юридическую систему, в Англии более двух лет живет Вольтер (изгнанный из Франции) и потом красноречиво пропагандирует английскую философию и литературу.
В особых условиях проходило становление литературы Просвещения в Германии. Немецкая буржуазия была еще слаба и разрозненна. До буржуазной революции в Германии 18 в. еще далеко, поэтому освободительные декларации немецких просветителей были достаточно абстрактны (литература “Бури и натиска”).
Постепенный прогресс культуры в Германии 18 в. подготовил почву для появления Гете и Шиллера - поэтов мирового значения. Они, вслед за Лессингом, вывели немецкую культуру из глубокого провинциального захолустья на широкие просторы мировой культуры и обогатили человечество новыми сокровищами мысли и искусства.
Литература немецкого Просвещения, как писал Н.Г. Чернышевский, дала народу сознание о национальном единстве, пробудила в нем чувство законности и честности, вложила в него благородную уверенность в своих силах.
Немецкое Просвещение дало миру великолепные образцы художественной прозы (“Страдания юного Вертера”, “Вильгельм Мейстер” Гете), в которых политические и философские вопросы мастерски увязаны с реалистическим изображением действительности. Высокого развития достигла просветительская и философская лирика (“К радости” Шиллера, “Ганимед” Гете), во многом основанная на народной поэзии. Немецкое Просвещение обогатило человечество в области эстетической мысли (теоретическое наследие Лессинга, Гейне, Шиллера). Все лучшее, что было в немецком Просвещении 18 в., воплотилось в бессмертном творении Гете - его эпической трагедии “Фауст”.
Литература 18 в. носила в основном просветительский характер, однако в ней уже появились новые направления: сентиментализм (Гете “Страдание юного Вертера”, Ричардсон “Памелла, или Вознагражденная добродетель”, Ж.-Ж. Руссо “Юлия, или Новая Элоиза” и др.) и предромантизм. После французской революции сентиментализм сходит на нет и уступает место романтизму.
A теперь более подробно остановимся на творчестве некоторых писателей эпохи Просвещения.
Англия
Одним из зачинателей английского и европейского реалистического романа эпохи Просвещения является Даниэль Дефо (1661 - 1731) - автор знаменитого “Робинзона Крузо”. Он происходил из семьи торговца и очень рано стал предприимчивым дельцом. Он совмещал разнообразную коммерческую деятельность с активным участием в политической жизни страны, представляя интересы крепнущей английской буржуазии. Им написано огромное количество политических памфлетов (” Чистокровный англичанин”, “Кратчайший способ расправы с диссидентами” - памфлет, за который Дефо был выставлен к позорному столбу, и др.) “Гимн позорному столбу” был создан писателем в тюрьме и представляет собою замечательное выступление в защиту свободной печати и убеждений. Помимо “Робинзона Крузо” Дефо написал несколько не столь значительных в художественном отношении романов (“Полковник Джек”, “Капитан Сингльтон”, “Моль Флендерс” и др.), в которых, однако, содержатся реалистические зарисовки нравов. Дефо раскрыл важную роль среды в формировании характеров его порочных героев (пирата, авантюриста, проститутки). В отличии от других прозаиков Англии 18 в. Дефо не придавал особого значения стилю, сознательно приближал язык книги к живому разговорному языку своего времени.
Даниэль Дефо был не только известным писателем, но и отменным специалистом по шпионажу. Так, в 1704 г. он составил проект английской секретной службы.
Вскоре Дефо стал и ее организатором, умело сплел широкую шпионскую сеть в Англии. Между “делом” не гнушался и сам заниматься всякими спекуляциями и махинациями в свою пользу.
Всемирную известность получил его роман “Робинзон Крузо” (1719).
Это роман о необыкновенных приключениях йоркского моряка 17 в., попавшего после кораблекрушения на необитаемый остров. Благодаря предприимчивости, энергии, трудолюбию Робинзон выдержал одиночество в течение долгого времени. Дефо наделил своего героя не только прекрасными человеческими качествами - мужеством, умом, волей, трудолюбием, но и всеми чертами ” идеального” буржуа: практицизмом, пуританской религиозностью, расчетливостью. Пафос труда, борьба с препятствиями и покорение природы волевым, разумным человеком приковывают интерес читателей прежде всего к первой части романа.
Вторая часть романа - рассказ о его торговых путешествиях и о колонии, основанной Робинзоном позднее на острове. Третья содержит моральные размышления Робинзона - они не представляют особого интереса.
Глубокий философский и социальный смысл романа имел большое значение для современников Дефо: они справедливо видели в приключениях Робинзона как бы аналогию истории человеческой жизни в основных этапах ее развития, соглашались с автором , что прогресс - результат деятельности не столько выдающихся личностей, сколько полезного труда обычных, рядовых людей.
Великим сатириком, деятелем раннего английского Просвещения является Джонатан Свифт (1667-1745). Свифт родился в Ирландии, в Дублине. Он с большой неохотой учился в Дублинском университете и, окончив его, стал личным секретарем у своего знатного родственника Темпля, удалившегося на покой. В его имении Свифт встретил ряд известных литераторов и приобщился к литературной и политической среде. После смерти Темпля Свифт получил место настоятеля Дублинского собора. Свифт активно занимался церковными и общественно-политическими делами Англии и Ирландии. Сначала он принадлежал к партии вигов, а позднее - тори. Он стал влиятельным публицистом, автором ряда острейших памфлетов, многие из которых были посвящены защите Ирландии от разорительной политики Англии (“Письма суконщика” и др.). Необычайно язвительно Свифт обнажал не только ненавистные ему пережитки феодализма, но и порочные черты нового буржуазного общества. Из художественных произведений, помимо обессмертившей его книги “Путешествие Гулливера”, он написал сатиру на англиканскую и католическую церковь и пуританство (“Сказка бачки”), аллегорическую сатиру на современные ему литературные споры (” Битва книг”), поэму “Каденус и Ванесса”, сатирическую поэму “На смерть доктора Свифта” и др. Сатира Свифта облечена обычно в фантастическую форму, но при этом отражает противоречия и пороки реальной жизни. Четкий и точный язык Свифта тщательно обработан. Но писатель не боялся вводить в свои произведения лексикон, который считался” вульгарным” и ” низким”.
Одно из величайших сатирических произведений мировой литературы - это “Путешествие Гулливера” (1726). Блестящая выдумка в соединении с достоверностью деталей придают книге увлекательность и в то же время делают убедительными необыкновенные приключения Гулливера в странах лилипутов, великанов, лапутян, благородных лошадей. Борьба политических партий, религиозно-церковные разногласия, придворная лесть и королевский произвол, формальность английских законов, хищнические интересы буржуазного общества - все это подвергается беспощадной критике, облеченной в форму фантастического повествования.
Писатель несколько иронически относится к Гулливеру, который, попав в страну маленьких людей, Лилипутию, чувствует свое преимущество перед ними. Он не замечает, что нелепые и смешные обычаи и нравы, государственный строй лилипутов это всего лишь логически доведенные до абсурда английские порядки.
В стране великанов Гулливер попадает в идеальную просвещенную монархию, по сравнению с которой Англия и ее история кажутся апофеозом насилия и торжества низменных человеческих страстей.
В части, посвященной пребыванию Гулливера в Лапуте писатель разоблачает лженауку, далекую от реальности. Рассказывая о путешествиях Гулливера в страну умных лошадей, живущих патриархальной общиной, отвратительным звероподобным йеху, воплотившим все пороки человеческого рода.
Особое место в английской литературе 18 в. занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса ( 1759-1796).
Выходец из крестьянской семьи Бернс связал свое творчество с народной поэзией. Он хорошо знал народные баллады и песни, и героями его стихов были люди из народа: ремесленник-лудильщик, босая девушка и т.д.
Поэт не знал, как покончить с несправедливыми порядками, но верил, что лучшее будущее настанет:
Настанет день, и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте!
(“Честная бедность”)
Стихи Бернса отличаются исключительной выразительностью. Написанные большей частью на популярные народные мелодии, стихи его стали народным достоянием.
Германия
Всемирную известность немецкой литературе принесли Ф.Шиллер и И.Гете.
Фридрих Шиллер (1759 - 1805) родился в Марбахе 10 ноября 1759 г. Он был сыном полкового лекаря, получил образование в военной школе по военно-медицинской специальности.
Первая слава к поэту пришла в день премьеры его первой пьесы “Разбойники” (оклеветанный знатный дворянин Карл Моор возглавил шайку разбойников и мстил за свое унижение; но разочаровался в своей деятельности, так как разбой изменить ничего не может) 13 января 1782 г. в городе Мангейме. Пьеса вызвала бурную реакцию у зрителей, восторг у демократической молодежи, испуг у тех, кто держался за устои феодально-княжеского режима Германии. После второго приезда в Мангейм Шиллер был арестован. Герцог наказал своего подданного, запретил писать сочинения кроме медицинских. Шиллер вынужден был бежать в другое немецкое государство. Там его ждала нужда, литературные заработки были малы, часто приходилось жить у друзей и знатных покровительниц.
В короткий срок Шиллер создал еще две пьесы “Заговор Фиеско в Генуе” (1783), “Коварство и любовь” (1784). Эти работы были написаны в духе идей и художественной манеры “Бури и натиска”.
70-80-е годы - яркий период истории немецкого Просвещения. Произведения, созданные в этот период отмечены эмоциональным накалом, бунтарскими мотивами. Создателем “Бури и натиска” был молодой Гете, творец образа Прометея, бросающего вызов самому Зевсу.
Идеалом писателей “Бури и натиска” был “естественный человек”, т.е. воплощение всего хорошего, что есть в человеке”.
Шиллер присоединился к движению на его позднем этапе, в начале 80-х годов (к этому времени Гете стал веймарским министром, пересмотрел эстетические принципы своей молодости).
После трех драм наступила пауза. Над следующими он работал долго. И это не случайно: Шиллер пересматривал свои позиции. Отказавшись от идей “Бури и натиска”, он остался просветителем. Он был убежден, что искусство, литература и театр призваны изменить мир без бурь и натисков путем воспитания и просвещения (в новой драме “Дон Карлос”, 1787, маркиз Поза просит испанского короля провести мирные реформы и даровать народу свободу. Но это не возможно и Поза погибает).
В последующие 10 лет Шиллер усиленно занимался историей, а в 1789 г. на короткое время даже становится профессором истории Иенского университета. Итоги научной работы обобщены в двух трудах: “История отпадания Нидерландов” 1788, ” Тридцатилетняя война” 1789.
Другая область интереса Шиллера - эстетика. Как теоретик искусства он оставил заметный след. Важнейшие его работы по эстетике: “Письма об эстетическом воспитании человека” (1795) и “О наивной сентиментальной поэзии” (1795-1796). Ему казалось, что путем красоты можно достичь свободы. Он приветствовал Великую французскую революцию, но после казни Людовика XIV осудил ее. Но Национальное собрание Французской республики еще в августе 1792 г. приняло декрет, где Шиллеру предоставлялись права французского гражданина как автору “Разбойников” (другие произведения во Франции не были известны).
В эти 10 лет Шиллер не написал ни одной драмы. Он читает античных авторов, драматургов французского классицизма.
В 1794 г. начинается сотрудничество Шиллера и Гете, которое переходит в тесную дружбу. Их взгляды совпадали далеко не во всем: Гете был материалистом, а Шиллер - идеалистом, поклонником философии Канта. В то же время они оба признавали авторитет античной культуры, оба искали новой системы взглядов после “Бури и натиска”, ориентируясь на опыт классицизма.
Веймарский классицизм Шиллера и Гете был во многом новаторским художественным направлением. Они хотели привлечь внимание людей к большим общечеловеческим проблемам. Поэтому следующим сюжетом драматургии Шиллера была Тридцатилетняя война в Германии (1618-1648). Это была трилогия “Лагерь Валленштейна” (1798), “Пикколомини” (1799), “Смерть Валленштейна” (1799) . За короткий период Шиллером были написаны несколько исторических драм: “Мария Стюарт” (1800), “Орлеанская дева” (1803) , “Вильгельм Телль” (1804).
Смерть в мае 1805 г. застала Шиллера за работой над драмой из русской истории “Дмитрий” - о Дмитрии-самозванце. В скромном кабинете его дома в Веймаре можно и сейчас увидеть на письменном столе томик “Истории Московии” и листок с недописанным монологом Марфы. Невзгоды, которые выпали на его долю в ранние годы, отозвались тяжким недугом, и он рано, в возрасте 46 лет ушел из жизни.
Шиллер был не только драматургом, мастером исторической и философской прозы, но и замечательным поэтом.
Если хочешь равным быть с богами,
Отрекись от всех земных сует
Узких, душных - и взлети мечтами
В лучезарный идеала свет.
(“Идеал и жизнь”, перевод Ф. Миллера)
Наследие великого гуманиста нашло живой и горячий отклик в России. В.Г. Белинский назвал его “благородным адвокатом человечества”. Один из русских журналистов в 1844 г. писал: “Молодежь бредила “Разбойниками”, в университетах и училищах студенты составляли братства освобождения человечества и клялись преследовать злодейство и несправедливость”. А в конце 19 в. большим общественным событием явилось выступление М.Н. Ермоловой в роли Иоанны в драме Шиллера “Орлеанская дева”, поставленное Малым театром.
Имя Шиллера звучало как символ нравственного и общественного долга. Ф. Достоевский писал: “Я вызубрил Шиллера, говорил и бредил им; и я думаю, что ничего более кстати не сделала судьба, как дала мне узнать великого поэта…” Слово великого немецкого поэта и драматурга продолжает звучать и сейчас. Мы ценим его гуманизм, мужественную защиту им человеческого достоинства, осуждение варварства, жестокости и коварства сильных мира, прославление труда и осуждение несправедливости войн.
Наиболее зрелой в идейном и художественном отношении является драма раннего Шиллера “Коварство и любовь” (1782-1784). Он назвал ее “Бюргерской трагедией” и сам, будучи выходцем из третьего сословия, вложил в эту трагедию много личного. Шиллер поднял этот жанр на небывалую идейную и художественную высоту.
Замысел “Луизы Миллер” родился у Шиллера во время пребывания на гауптвахте в Штутгарте, куда он был посажен 28 июня 1782 г. по приказу герцога Карла-Евгения за вторичную поездку в Мангейм. Он решил отразить нравы Вюртембергского герцогства, похожего на все немецкие земли. В 1783 г. в Бауэрбахе он закончил “Луизу Миллер”. Затем после доработки для сцены драма была переименована в “Коварство и любовь”. В ней были сняты прямые политические намеки, идеализирован образ леди Мильфорд, в которой легко угадывалась одна из любовниц Карла-Евгения. Премьера состоялась 15 апреля 1784 г. в театре барона фон Дальберга.
На русском языке “Коварство и любовь” была впервые опубликована в 1806 г. в переводе С.И. Смирнова. В 1824 г. этот перевод был переиздан. В 30-40-е гг. 19 в. в роли Фердинанда, а затем Миллера с успехом выступал П. Мочалов. Хорош в роли Миллера был и М. Щепкин. “Коварство и любовь” была одной из самых любимых драм русской демократической интеллигенции 19 в. И сейчас она имеет неизменный успех.
Намного дольше пережил Шиллера его старший друг Иоган Вольфганг Гете (1749-1832).
Он родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне. Отец Гете, зажиточный буржуа, “имперский советник”, имевший степень доктора права, сам занимался воспитанием детей. Гете получил превосходное воспитание и образование благодаря своему упорству в овладении знаниями и исключительной работоспособности. Еще подростком Гете овладел пятью иностранными языками (латинским, греческим, английским, французским, итальянским). Он играл на клавесине и фортепиано, занимался рисованием, увлекался фехтованием и верховой ездой. На литературное поприще вступил рано он пробовал свои силы во всех жанрах поэзии и прозы. Все, что Гете сочинил до поступления в университет было сожжено им, к великому сожалению отца и биографов поэта.
В 15 лет Гете поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Из-за болезни должен был оставить его, вернуться домой и закончить курс обучения в Страсбурге. Кроме юридических наук он изучал философию, литературу, медицину. Получил звание доктора права. В Страсбургском университете он познакомился с молодыми просветителями - бунтарями: Гердером, Кригером, Ленцем. (В 1776 г. Максимилиан Кригер написал пьесу “Буря и натиск”. Историки литературы просветительскому движению 70-е гг. дали это название). В 1770 г. Гете примкнул к литературно-политическому течению ” Буря и натиск” (“Sturm und Drang”). Это движение явилось крупнейшим событием в духовной и литературной жизни Германии последней трети 18 в. Его участники, “бурные гении”, выступали за единство Германии, критиковали феодальный деспотизм и сословный порядок. Свою задачу видели в воспитании свободной человеческой личности. Огромное влияние на Гете и движение оказал немецкий мыслитель и художник И.Г. Гердер (1744-1803), он внушил Гете любовь к народной поэзии.
Гете - один из величайших мировых лириков. В центре его лирики - человек со всем богатством внутреннего мира. Второй главный герой его лирики - природа.
Майская песня.
Как все ликует,
Поет, звенит!
В цвету долина,
В огне зенит!
Трепещет каждый
На ветке лист,
Не молкнет в рощах
Веселый свист.
Как эту радость
В груди вместить!—
Смотреть! и слушать!
Дышать! и жить!
Любовь, роскошен
Твой щедрый пир!
Твое творенье —
Безмерный мир!
Ты все даришь мне:
В саду цветок,
И злак на ниве,
И гроздный сок!..
Скорее, друг мой,
На грудь мою!
О, как ты любишь!
Как я люблю!
Находит ландыш
Тенистый лес,
Стремится птица
В простор небес.
А мне любовь лишь
Твоя нужна,
Дает мне радость
И жизнь она.
Мой друг, для счастья,
Любя, живи,—
Найдешь ты счастье
В своей любви!
Уже первые произведения получили всеобщее признание, и Гете возглавил движение “Буря и натиск” (ода “Прометей” 1774).
Мировую известность получил роман Гете “Страдания юного Вертера” (1774), написанный им в 25 лет. Финал романа свидетельствовал о начале идейного кризиса его автора. Неуспокоенный, разочарованный в жизни, Гете хочет найти выход своим силам в настоящей практической деятельности. Он принимает предложение восемнадцатилетнего веймарского герцога Карла-Августа поступить к нему на службу. В 1775 г. он переехал в Веймар, столицу крохотного феодального государства, население которого едва достигало 100 тыс. человек, и остался там до конца жизни. В 1782 г. Гете становится первым министром Саксен-Веймарского герцогства. Ему были пожалованы дворянское звание и титул Тайного советника. Потекли годы придворной жизни.
Став министром этого карликового государства, Гете принялся за реформы. Он вдвое сократил армию, много уделял внимания вопросам культуры и образования, привлек в Веймар Гердера, Шиллера, Фихте. Но натолкнувшись на противодействие герцога и всего высшего света Веймара, Гете охладел к государственной деятельности, занял позицию умеренного либерала и сосредоточился на занятиях литературой, наукой и искусством.
В первые 10 лет жизни в Веймаре (1775-1786) его писательская активность была значительно снижена - шла идейная перестройка сознания. В лирике нет былой эмоциональной напряженности, появились мотивы успокоенности и одиночества. Поэт обращается к поэтическому жанру баллады (“Лесной царь”, 1782).
Спасаясь от немецкого убожества, спасаясь от опостылевших дел, Гете в 1786 г. тайком уезжает в Италию и там проводит два года в творческом труде. В 1788 г. он возвращается в Веймар с условием, что при сохранении оклада первого министра он будет заниматься только просветительскими учреждениями. В 1790 г. он совершил второе путешествие в Италию. Отказавшись от политической борьбы преодолеть немецкое убожество Гете стремится путем нравственного и эстетического перевоспитания людей с помощью искусства. В этом его поддерживал Шиллер, дружба с которым завязалась с 1794 г. Результатом их сотрудничества стал “веймарский классицизм”. Типичным образцом “веймарского классицизма” являются драма “Торквато Тассо”(1790), трагедия “Эгмонт”(1774-1778) и др.
К французской буржуазной революции (1789-1794) Гете относился противоречиво. Гете чутко уловил перемены, которые должна была принести революция. С другой стороны его пугало революционное преобразование общества и он написал несколько произведений направленных против революции.
В 90-е гг. 18 в. Гете работает над большим романом “Годы учения Вильгельма Мейстера” (1796). Это роман о воспитании личности - типичный роман немецкого Просвещения. Пишет ряд замечательных философских баллад, проникнутых глубоким гуманизмом (“Коринфская невеста”).
В 1814 г. Гете начал работать над циклом стихотворений “Западно-восточный диван”, где изложил свои размышления об эпохе после французской революции и наполеоновских войн (“Гиджра” и др.). В этом цикле он раскрыл поэтические сокровища восточных стран (“Четыре слова”, “Хрестоматия”).
Вершиной художественного творчества Гете является знаменитая трагедия в стихах “Фауст”, над которой он работал в течении 60 лет (1771-1831), которая является шедевром мировой литературы. Сюжет “Фауста” Гете заимствовал из немецкой народной легенды 16 в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. “Фауст” - высшее достижение философской и художественной мысли Германии. Работая над “Фаустом”, Гете создал ряд других интересных произведений (стихи, автобиографические произведения, романы: “Избирательное сродство”,1809, “Годы странствий Вильгельма Майстера”,1829).
Гениальные произведения Гете обрели прочную жизнь в изобразительном искусстве, музыке (Р. Шуман музыка к “Фаусту”, Г. Берлиоз “Осуждение Фауста” произведение для хора, солистов и оркестра, Ф. Лист “Фауст” - симфония; многие стихи стали романсами у композиторов Листа, Моцарта, Шуберта, Шумана, Бетховена, Брамса, Гуно, Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева).
Гете умер в 1832 г. в глубокой старости на 83 году жизни. Его творчество подытоживает литературу немецкого Просвещения и занимает начало становления реалистического искусства. Подобно Ломоносову и Вольтеру, Гете оставил заметный след во многих областях знания: в истории философии, эстетике, педагогике, в геологии и минералогии, ботанике, физике, медицине, зоологии и астрономии.
В мире о Гете узнали благодаря роману “Страдания юного Вертера” (1774). Это роман в письмах, где рассказывается история любви Вертера к Лотте, которая напоминает любовь Гете к Шарлотте Буфф в 1772 г.
Герой романа Вертер - молодой бюргер, человек выдающийся по уму и дарованию не может найти себе места в жизни. Он глубоко страдает от бесправного положения, в котором находилось третье сословие в 70-е гг. 18 в. Он уходит из общества чванливых, невежественных дворян и уезжает в далекую провинцию. Здесь он пытается найти удовлетворение в общении с природой, в чтении, занятиях рисованием. Он влюбляется в простую, отзывчивую девушку, но она уже невеста другого. Неудачная любовь героя и конфликт с холодным эгоистическим обществом приводит его к трагическому концу - самоубийству.
”Вертером” зачитывались во всех странах. Трагический финал воспринимался как страстный протест против жестокой действительности. Во Франции роман воспринимался как революционное произведение о человеке неспособном на компромиссы. Иначе отнесся к “Вертеру” Лессинг. Он советовал Гете прибавить к роману еще одну главу, в которой бы осуждал самоубийство героя. Лессинг опасался, что пример Вертера может быть заразительным. И действительно по стране прокатилась волна самоубийств. Стрелялись в голубом фраке в желтом жилете с томиком в руках.
Финал романа свидетельствовал о начале идейного кризиса Гете.
Франция
Одним из крупнейших французских просветителей был Вольтер (1694-1778). Он верил в могучую силу человеческого разума и с просвещением связывал свои надежды на преобразование мира. Человек острого ума и разностороннего дарования, Вольтер был поэтом, драматургом, памфлетистом, критиком. К числу его наиболее известных трагедий относятся “Брут” (1731), “Заира” ( 1732), “Смерть Цезаря” (1735) и др.
Во французской драматургии возникли новые жанры - мещанская драма, “Слезная комедия”, сатирическая комедия, обличавшие нравы феодального общества.
Великолепные сатирические комедии были написаны Пьером Огюстом Бомарше (1732-1799), принадлежавшим к младшему поколению просветителей. В своих комедиях “Севильский цирюльник” (1775), “Женитьба Фигаро” (1784) он создал образ талантливого, энергичного, смелого слуги. Фигаро обращается к аристократам со сцены со знаменитыми словами: “Вы дали себе труд родиться, только и всего”.
Произведения Вольтера и Бомарше и их талантливое воплощение на сцене сыграли важную роль в идейной подготовке Великой французской революции.