Театр в искусстве Западной Европы

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

В Западной Европе среди видов искусства театр выдвигается на видное место. Театральная сцена становится трибуной для просветительских идей. В 18 в. складывается просветительский классицизм, который существует рядом с просветительским реализмом.

Комедии и трагедии во французском театре служили средством выражения передовых идей. Вольтер в своих театральных произведениях на античные и восточные сюжеты разоблачал несправедливость, произвол, политический и религиозный деспотизм (“Заира”, 1732; христианка Заира любит мусульманина Оросмана и переживает тяжелый разлад в душе; брат Заиры называет эту любовь греховной; “Магомет”, 1741).

Пьесы Вольтера шли на сценах почти всех европейских театров 18 в. Его республиканские трагедии “Брут”, “Смерть Цезаря” вдохновляли парижан в дни революции.

Театральный спектакль Вольтер представлял как синтез слова, действия и декораций. Сценическая речь должна быть естественной, такой “как говорят в жизни”. Его идеи претворяли в жизнь актриса Клерон, друг, ученик и постановщик ряда его трагедий А. Лекен. Их искусство предвосхищало появления Ф. Тальма, который воплотил на сцене идею и эстетику революционного классицизма. С особым успехом Тальма выступал в пьесах М.Ж. Шенье. Обращаясь к античным сюжетам и истории нового времени (“Кай Гракх”, “Карл IX, или Урок королям” и др.), драматург открыто прославлял республику и клеймил коронованных тиранов. Его произведения пользовались огромным успехом в период Великой французской революции 1789-1799 гг.

Требования к актерской игре эпохи Просвещения были сформулированы Дени Дидро в трактате “Парадокс об актере”. Актер должен был подчинять чувства разуму, контролировать свою игру, но быть искренним и сохранять чувство меры.

Яркими представителями просветительского классицизма были актеры “Комеди Франсез” (открыт в 1680 г.) Мишель Барон, Анри Луи Лекен, Адриенна Лекуврер, Мари Дюмениль, Клерон.

В годы революции была уничтожена зависимость театров от королевской монополии, и сразу же появилось около 20 частных театров. Народные празднества, массовые театральные представления породили новые сценические жанры - аллегорию, пантомиму, ораторию, которые воспевали победу революции.

Представителем революционного классицизма был выдающийся трагик Франсуа Жозеф Тальма (1763-1826).

Англия

В Англии была сильна своя театральная традиция, поэтому классицизм получил наименьшее распространение. В противовес классицистической трагедии получила распространение мещанская драма Дж. Лилло и Дж. Мура. Наивысшего расцвета просветительский реализм в английском театре достиг в творчестве актера Дейвида Гаррика (1717-1779). Гаррик поражал современников проникновенностью и психологизмом исполнения шекспировских ролей. Он же осуществил ряд реформ в области постановки спектаклей и организации труппы. Он считал театр воспитателем общества. 19 в. был временем упадка английской драматургии и расцвета английского романа.

В Испании 18 в. развивался в основном музыкальный театр.

Италия

В 18 в. обновляется итальянский театр. 18 век дал двух замечательных драматургов-соперников - Карло Гольдони (1707-1793) и Карло Гоцци (1720-1806). Гольдони создал новый тип национальной комедии: он отказался от масок комедии дель арте, сделал упор на разработку характеров, установил единый театральный текст без импровизаций. В его комедиях, созданных в эпоху Просвещения, обличались пороки современного общества, изображались нравы того времени и свойства человеческой натуры. Драматургическая реформа Гольдони повлекла кардинальные преобразования и в актерском искусстве в сторону сценической правды. Творческим соперником Гольдони стал драматург Карло Гоцци, попытавшийся вернуть театру принципы импровизации. Непонятый Гольдони покинул родину и переехал в Париж. Гольдони написал более 260 пьес. Всемирноизвестны: ” Слуга двух господ” и “Хозяйка гостиницы”.

В сокровищницу мировой культуры вошли сказки Гоцци - фьябы “Любовь в трем апельсинам”, “Король-олень”, “Турандот”. В 1761-1765 гг. их с огромным успехом ставили в Венеции. Но после смерти на родине Гоцци забыли, открыли его в Германии. А на рубеже 19-20 вв. опыт Гоцци повсеместно изучают, и его пьесы ставят крупнейшие режиссеры. “Принцесса Турандот” стала визитной карточкой театра Вахтангова, многое взял у Гоцци и Мейерхольд в свою театральную систему.

Во время наполеоновских войн в Италию хлынули запрещавшиеся тираноборческие пьесы французских авторов. И итальянские драматурги стали создавать политические трагедии, призывавшие к объединению Италии и борьбе против тирании (“Брут I”, ” Брут II” Виторио Альфьери).

Германия

Своеобразно сложилась судьба классицизма в Германии. Здесь аристократические стороны классической эстетики были подвергнуты критике со стороны Г. Лессинга, который сохранил только черты рационалистической поэтики. Написанные им ” Эмилия Галотти”, “Натан мудрый” - образцы просветительского классицизма на немецкой почве.

Большую роль в развитии национального театра сыграли Фридрих Людвиг Шредер (1744-1816) и Карл Лебрехт Иммерман ( 1796-1840). Они расширяли репертуар немецкого театра, воспитывали национальных актеров, сотрудничали с драматургами. Шредер был прекрасным актером, он сыграл все главные роли в шекспировских трагедиях.

Иммерман руководил театром в Дюссельдорфе, был выдающимся актером, драматургом и теоретиком театра. В его театре шли пьесы Кальдерона, Лессинга, молодых немецких драматургов. Иммерман в создании спектакля отводил большую роль режиссеру - в этом его новаторство.

В 80-90-е гг. развитие театра тесно связано с деятельностью Гете и Шиллера в Веймарском театре. В этот период Гете руководил придворным театром в Веймаре и ставил там пьесы в духе просветительского классицизма (отсюда и название ” веймарский классицизм”). Они использовали традиции классицизма в борьбе за идейность и глубину театрального искусства, против засилья окостеневшей мещанской трагедии. По мнению Гете театр должен будить высокие чувства, учить и воспитывать зрителей. Он требовал от актеров создания героических образов и выработал “Правила для актеров”, которые оказали влияние на дальнейшее развитие театра, особенно мысль о единстве сцены и зрительного зала. Великая французская революция имела отголоски и в веймарском театре. Во многих спектаклях были обострены одновременно тираноборческие и патриотические мотивы, например в трилогии “Валленштейн” Шиллера.

Начало 19 в. связано с развитием романтизма в театре.

Ярким явлением в театральном искусстве 18 в. является мещанская драма. Ее возникновение связано с критикой феодальных режимов и проповедью равенства между сословиями (третье сословие именовалось мещанским). Эта драма обличала пороки дворянства и восхваляла нравственные достоинства простых людей - купцов, ремесленников и крестьян. Театр показывал своих героев в семейной обстановке, стремился воспроизвести характерные особенности быта, нравов. Это требовало отхода от классических законов игры, построенных на условной патетике, и приближения реализма. В связи с этим в актерской игре усилилась эмоциональность, способность к внутреннему перевоплощению. Эти черты были свойственны творчеству крупнейших актеров разных стран: Д. Гаррику, Ф. Шредеру и другим, о которых мы уже говорили.

В мещанской драме встречались драматургические шедевры. Это пьесы английских драматургов Р. Шеридана, Э. Мура; французских Д. Дидро, П. Бомарше; немецких - Г. Лессинга, И.Гете, Ф. Шиллера; итальянских - К. Гольдони.