Живопись России в эпоху просвещения

Sonia

Привет, меня зовут Соня. Я занимаюсь разработкой сайта.

Если сайт оказался полезен, Вы можете поддержать меня через Boosty .

Ваша поддержка поможет оплачивать доменное имя и хостинг, а также развивать и улучшать сайт.

❤️ Поддержать ❤️

История не знает более крутого поворота от средневековья к новому времени, чем в России начала 18 в. Еще в 1690-х гг. самым новаторским произведением русской живописи был примитивный портрет-парсуна. А через 50-60 лет в Росси уже были Рокотов и Левицкий - портретисты такого же масштаба, как их английские современники; был Шубин - достойный соперник Гудона; был Фирсов, чье жанровое полотно “Юный живописец” могло быть создано Шарденом. За несколько десятилетий русское искусство проходит путь равный для Западной Европы 2-3 векам.

Портретная живопись

История русской профессиональной живописи началась с портрета. Светское искусство началось с образа человека.

Талантливых художников отправляли учиться за границу.

Сын священника, певший в патриаршем хоре, преподававший математику в “Антилерной школе” (Артиллеристская академия) - Иван Максимович Никитин (1690-1741) увлекался живописью. Об этом увлечении стало известно Петру I, и Никитина направили стипендиатом в Италию в 1716 г. Он обучался в академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись в Россию через 4 года возглавил русскую реалистическую школу. Верен был идеалам Петра. В правление Анны Иоановны примкнул к оппозиции, был арестован, после пыток и тюремного заключения вместе с братом Романом в 1732 г. был отправлен в Сибирь. При воцарении Елизаветы Петровны умер в дороге из Сибири в 1741г.

Писал портреты Петра I, сестры его Натальи Алексеевны (1714), портрет сподвижника Петра, канцлера Г. Головкина (1716), ” Портрет напольного гетмана” (1720) (ил.52). По своему техническому исполнению творчество Никитина стоит на уровне европейской живописи 18 в.

Образ напольного гетмана подкупает простотой, лицо задублено ветром, лишь лоб светел и не загорел под шапкой. Взгляд внимателен, серьезен и властен. Это образ мужественного человека, который выдвинулся не по происхождению, а по труду и способностям.

Зрелость мастера подтверждает овальный портрет Петра I, исполненный в 1721 г. Российский император изображен без атрибутов власти, которыми охотно злоупотребляли придворные портретисты европейских монархов. Он впечатляет величавостью облика самодержца, ощущением непреклонной воли и в то же время простотой и человечностью. Неподдельным волнением и скорбью утраты проникнут и другой портрет Никитина - “Петр I на смертном одре” (1725). Облик покойного, словно освещен отблеском его драматической жизни, исполненной истинного величия.

Творчество Никитина решало первоначальную проблему портретного жанра - показ неповторимости индивидуального внешнего облика людей. Причем художник не льстил своим моделям, не унижал своего искусства.

В 1716 г. на обучение в Голландию был послан Андрей Матвеевич Матвеев (1701-1739). Вернувшись домой в 1727 г., был загружен заказами на батальные сцены, плафоны и декоративные панно для дворцов царей и знати. Художник не смог проявить своего истинного дарования портретиста, о котором говорят портреты четы Голициных (1727-1728) и “Автопортрет с женой” ( 1729) (ил.53). Автопортрет подкупает лиризмом и нравственной чистотой образов художника и его женственной супруги. На обороте портрета горделивая надпись: “Матвеев Андрей, первый русский живописец и его супруга. Писал сам художник”. Живопись Матвеева богата мягкими оттенками, имела тонкий, изящный колорит, что тоже говорит об европейском уровне.

Живопись середины 18 в. связана с именами крупных художников И.П. Аргунова, И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова.

Живопись Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761) была связана с архаической парсунной традицией. Но условность поз и плоскостность сочетаются с живой характеристикой модели (“Портрет Сарры Фермор”, ок. 1750).

Тяготеет к традициям парсуны и живопись Анторопова Алексея Петровича (1716-1765). Та же плоскостность и упрощенность форм, те же застылые неподвижные позы, жесткие контуры и трезвые, прямолинейные характеристики образов. Титулованных заказчиков он изображал без всякой лести. Статс-дама Измайлова одряхлевшая и смешно нарумянена, Петр III выглядит недоумком с рыбьим туловищем на тонких ногах (ил.54). А ведь это парадные портреты. Они должны возвеличивать и прославлять человека высокого социального положения. Но кисть художника правдива.

Светлое и положительное начало искал в своих моделях Иван Петрович Аргунов (1729-1802). Замечательным примером служит ” Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” (1784).

Вообще, семья Аргуновых - уникальное явление. Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских, а с 1743 г. графов Шереметевых, дала замечательных художников, зодчих, актеров, музыкантов. Один брат Ивана Петровича был архитектором, другой живописцем, сын Николай (1771-1829) стал крупным портретистом (“Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой, 1802-1803), другой - рисовальщиком, третий - архитектором. Но эта одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости.

В 1-й половине 18 в. сформировался парадный портрет. Он тяготел к барочному стилю. Важная особа изображалась в парадной одежде, в застылой театральной позе, в окружении атрибутов власти и положения в обществе.

Ко 2-й половине 18 в. Россия полностью отошла от средневековой художественной культуры, вступила на общий с европейскими странами путь духовного развития. Эпоха Просвещения вступила во вторую фазу, когда лучшие русские умы критиковали существующий миропорядок.

В живописи продолжает преобладать портретный жанр, на смену парадному портрету приходит портрет интимный, камерный. Такой портрет стремился запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Он был свободен от социальной роли, но сохранил сословные признаки. Художник должен был точно изобразить облик человека, раскрыть черты его характера, дать оценку личности.

Широким диапазоном отличалось портретное мастерство Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Первоначальное образование он получил у отца-гравера Киево-Печерской лавры. Учился у Антропова, который приезжал в Киев для росписи Андреевской церкви в 1752-1755 гг. В 1758 г. Левицкий приезжает в Петербург, а с 1762 г. становится самостоятельным мастером и выполняет государственные и частные заказы. В 1770 г. ему присваивают звание академика за портрет архитектора А.Ф. Кокоринова - директора Академии художеств. В 1775 г. он произведен в советники Академии. С 1771 до 1787 гг. он руководил портретным классом в Академии. Умирал великий Левицкий полунищим и забытым.

В созданной Левицким обширной галерее портретов мы видим и величественную Екатерину II (1783), представленную мудрой и просвещенной законодательницей, и Дени Дидро (1773), французского философа-энциклопедиста, писателя, и отца художника ( 1779), скромного, мудрого старика, бывшего в свое время одним из лучших украинских граверов, и строителя здания академии художеств А. Кокоринова (1770), публициста, просветителя и издателя И. Новикова, грациозную аристократку Урсулу Мнишек ( 1782), обаятельную дочь художника Агашу в русском народном костюме (1785), обладателя несметных богатств П.А. Демидова ( 1773), чудака, умницу и самодура, страстного садовода, изображенного в домашнем халате и колпаке среди прозаических бытовых предметов.

Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета 18 в. стала серия портретов (7) воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанных в 1773-1776 гг. Музицирующие, танцующие или разыгрывающие изящные “пиесы” смолянки исполнены девичьей грации, непосредственности, которые покоряют зрителя независимо от наивного кокетства, считающегося признаком хорошего воспитания (“Портрет Нелидовой”, 1773, Нелидова в роли служанки Сербины по опере Джованни Перголези ” Служанка-госпожа”). Большие размеры полотен художник сумел сочетать с интимной трактовкой темы. Только серии смолянок достаточно, чтобы признать в Левицком художника, стоявшего на высшем уровне живописного портрета европейского искусства (ил.61).

Федор Степанович Рокотов (1736-1808) не был так многообразен, но его портреты поэтичны и загадочны. Рокотов происходил из крепостных крестьян, в 1710 г. стал воспитанником Академии художеств, а в 1765 - академиком. В одном из лучших своих произведений, портрете поэта В.И. Майкова, Рокотов создает многогранный образ поэта, автора поэмы “Елисей, или раздраженный Вакх”, русского вольтерианца и дворянского вольнодумца, праздного и жизнелюбивого. В этом же ключе написан ряд других портретов (“Портрет А.П. Струйской”, 1772, ил.62; “Портрет В.Е. Новосильцевой”, 1780; “Портрет П.Н. Ланской ” , 1780-е). Художник не критичен к своим моделям, в его портретах ощутимо нечто загадочное. Недосказанность волнует дает простор воображению. Очевидно, такому порыву поддался и Николай Заболоцкий:

Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Изысканное благородство палитры Рокотова, выразительность плавно струящихся мазков его кисти приближают его к европейскому стилю рококо и ставят художника в число самых выдающихся колористов 18 в.

Левицкий и Рокотов - эти два имени значат для русского искусства примерно то же, что Рейнолдс и Гейнсборо для английского.

Славу русской живописи преумножил младший современник Левицкого и Рокотова талантливый живописец конца 18 - начала 19 вв. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Сын мелкопоместного украинского дворянина, на Украине занимался иконописью, расписывал храмы в Кременчуге к приезду Екатерины II. По приезду в Петербург брал уроки у Левицкого. Расцвет его таланта приходится на 1790-1800-е гг., когда были созданы его лучшие произведения. Среди них есть и парадные композиции - изображения бриллиантового князя А.Б. Куракина (ок. 1800), генерала Е.А. Боровского (1799) и др., и глубокие психологические портреты, например, художника Д. Левицкого, миниатюры, интересные народные типажи “Торжская крестьянка Христинья” (1795). Но в историю русского портрета он вошел как создатель великолепных женских образов. Его портреты наиболее полно выразили идеалы русского сентиментализма: нежной любви и привязанности, мира и согласия. Своих одухотворенных и поэтических женщин художник рисует на фоне паркового ландшафта. Одним из лучших портретов является ” Портрет М. Лопухиной”(1797) ( ил.63), обаятельной девушки, погруженной в меланхолическое раздумье, с мягким и плавным силуэтом, тонкими и изысканными сочетаниями голубых, белых, нежно-зеленых и сиреневых тонов. Поэт Я. Полонский написал стихи о портрете Лопухиной кисти Боровиковского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье, тень любви и мысли, след печали,
Но красоту ее Боровиковский спас…
Академия художеств.

Многое в художественной жизни России определялось Академией художеств. Академия была задумана еще Петром I, но открылась в Петербурге в 1757 г. по распоряжению Сената. Академия трех знатнейших искусств (живописи, скульптуры, архитектуры) создавалась при большом участии М.В. Ломоносова. Отныне в России появился свой, отечественный центр профессионального художественного образования, не уступающий лучшим европейским академиям. Монополии иностранных мастеров скоро пришел конец; уже первые питомцы академии отвоевали ключевые позиции в искусстве, стали преподавателями и профессорами Академии.

Русская живопись обрела твердую почву под ногами; в стенах Академии ее будущие мастера получали серьезную профессиональную подготовку, овладевая навыками рисунка, живописи, композиции, перспективы, пластической анатомии. Без этого фундамента не могло быть и речи о прогрессе отечественного искусства.

Академия художеств не только высшее учебное заведение, но и орган руководивший в целом изобразительным искусством. Ученика награждали медалями и направляли за границу на 3-6 лет для ознакомления с опытом европейского искусства. Потом ему давали возможность исполнить конкурсное произведение на звание академика, открывавшее дорогу к избранию в профессора. Профессора образовывали Совет Академии, который решал все вопросы внутриакадемической деятельности, а также распределял заказы и др.

В Академию набирали всех кроме крепостных (сирот, подкидышей, сыновей солдат, столяров, скотников, конюхов, портных, лакеев, приказчиков, приходских священников, отпущенных крепостных). Люди благородного происхождения в Академии не учились, так как живописание продолжало считаться ремеслом второсортным, только иностранным художникам оказывали должные почести. А тем временем из крепостного сословия вышли выдающиеся мастера русского искусства 18 в.: Ф. Рокотов, М. Шибанов, И. Аргунов, П. Соколов, А. Воронихин и др.

Классическая живопись

В 1760-1790-х гг. в России утверждается господствующий тогда в Европе стиль классицизма, провозгласивший лозунги ” подражания Рафаэлю” и “возврата к античности”. Согласно теории и канонам этого направления единственно “высоким штилем” в живописи считался исторический жанр, включавший сюжеты библии и мифологии, поэм Гомера “Илиады” и “Одиссеи”, аллегории, религиозные и батальные композиции. Признавался и портрет, обслуживающий потребности знати и дворянства; пейзаж, натюрморт, а тем более бытовая живопись расценивались как второсортные жанры. Такая иерархия оставалась неизменной 1-1,5 века.

Вскоре классический стиль стали называть академическим (от слова “академия”); задержимся немного на его особенностях. Академическая историческая картина - “сочинение”, возвышенно героический идеальный образ. Историческая картина всегда продумана, выверена и конструктивна, все фигуры и предметы строго уравновешены и скомпонованы по определенным канонам. Причем эта условность не скрывается от зрителя, а подчеркивается. Пространство картины трактовано, как сценическая площадка с чередованиями ближнего и дальнего планов и кулисами по сторонам. На этой сцене действуют персонажи, расположенные на холсте, как на скульптурном барельефе. А чувства персонажей выражены театральными жестами и сценической мимикой.

Образцом для подражания служила античная скульптура. Образ должен быть идеальным, очищенным от всего случайного. Поэтому одним из основных законов академизма является углубленное внимание к рисунку, как основе всех основ, тщательной моделировке человеческого тела, его объема, структуры, мускулатуры. Цвету отводилась второстепенная роль.

Несмотря на все особенности академической живописи, на отрыв от насущных и актуальных проблем русского общества - академисты сыграли в русской живописи важную роль. Они во 2-й половине 18 в. овладели опытом европейского искусства, заложили основы художественной педагогики, создали жанр исторической картины.

Первым видным представителем классицизма в русской живописи считается Анатолий Павлович Лосенко (1737-1773). Осиротевший сын, разорившегося купца, он попал в певчие придворной капеллы, выполнявшей роль театрального оперного коллектива. Полюбил театр, но способности к изобразительному искусству победили, он поступает в Академию художеств, его отправляют 2 раза в пенсионерские поездки во Францию и Италию, по возвращению на родину, его удостоили звания профессора, а потом доверили должность директора Академии художеств.

Лосенко оставил значительное живописное наследие: картины на сюжеты из библейских легенд - “Жертвоприношение Авраама”, ” Каин”, “Авель” (все 1768), прекрасные портреты современников драматурга Сумарокова, актеров Федора Волкова (1763) и Ивана Дмитриевского, исторические полотна - “Владимир и Рагнеда” (1770). Известная история легла в основу этой картины: новгородский князь Владимир силой взял в жены полоцкую княжну Рагнеду, убив ее отца и братьев. Лосенко писал картины и на мифологические темы, например, “Прощание Гектора с Андромахой” (1773) (ил.55). Гектор уходит защищать Трою и должен сразиться с Ахиллом; он прощается с женой и обращается к богам, чтобы те сохранили мать и дитя. Сцена этой картины трактована с изрядной долей театральности. Центральная группа выделена искусственным освещением, а стены города и небо похожи на театральные декорации. Однако Лосенко хорошо владеет многофигурной композицией, широко использует светотеневые приемы, достигает почти скульптурной выразительности фигур.

Дело Лосенко продолжали его ученики и последователи И.А. Акимов (“Возвращение Святослава с Дуная”, 1773; “Самосожжение Геркулеса”, 1782) и П.И. Соколов (“Меркурий и Август”, 1776; “Дедал, привязывающий крылья Икару”, 1777). Наиболее видным мастером исторической живописи стал Г.И. Угрюмов. Ему принадлежат известные картины “Торжественный въезд Александра Невского во Псков” (1792), “Взятие Казани” (1797-1799), “Испытание силы Яна Усмаря” (1797) (ил.57) и другие.

Бытовая живопись

Помимо портретной, исторической и мифологической живописи в 18 в. существовал бытовой и пейзажный жанр. В жанре бытовой картины работали художники И. Фирсов (“Юный художник”, 1760, ил.56), М. Шибанов (“Крестьянский обед”, 1774; “Празднество свадебного договора”, 1777), И. Еремеев (“Нищий и нищая”, “Старик, сидящий с чашей”, “Нищая с девочкой”, “Поющие слепцы” и др.)

Пейзаж

Быстро набирал силу пейзаж. Этому во многом способствовало распространение в русском обществе просветительских идей единения человека и природы, увлечение естественными парками, описание пейзажей в произведениях писателей-сентименталистов.

Первым русским художником-пейзажистом считают Семена Федоровича Щедрина (1745-1804). Солдатский сын, воспитанник Академии художеств, продолжал свое образование в Париже и Италии, стал профессором Академии, заложил основы преподавания пейзажа. Начинал он с видов итальянской природы, завоевал признание изображениями прославленных парковых ансамблей Петергофа, Павловска, Гатчины. Каноны декоративной академической живописи еще довлели над художником, но сквозь них пробивалось стремление к созданию реальных образов национального пейзажа.

Требования классической эстетики сказывались и на работах Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823). Его пейзажи прозаичны и рациональны, но в них большое разнообразие композиций и богатая палитра. Еще более последовательным классицистом-пейзажистом был Ф. Матвеев. Его пейзажи с итальянской природой и архитектурой полностью воплощали вкусы тогдашнего времени.

Синтезом разнородных устремлений русской пейзажной живописи стало творчество Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) - изобразителя и певца Петербурга. Его творчество было плодотворным истоком всего русского пейзажа 19 века.

Графика

Под предводительством Петра I началось развитие графики, она нужна была для иллюстрации книг, для исполнения чертежей и документальных зарисовок. Документальные гравюры при Петре сразу же получили распространение. Сначала этим занимались голландцы, потом появились и русские, например Алексей Зубов, исполнявший “першпективы” строящегося Петербурга.

Продолжало существовать и традиционное искусство иконописи, Палехской росписи и др., но оно ушло в глубинку и отодвинулось на второй план. А профессиональное искусство шло вперед семимильными шагами от петровского ренессанса к барокко, от барокко к классицизму. И все-таки, 18 век в живописи - это век портрета. Хотя по академической шкале жанров портрет на занимал высшую ее ступень, но именно в этой области художники достигли уровня европейской живописи, и по праву заняли место среди крупных портретистов эпохи.

Одно поколение художников сменяло другое, и можно проследить непосредственную преемственность: у Матвеева учился Антропов, у Антропова - Левицкий, наставлениями Левицкого пользовался Боровиковский, ставший в свою очередь учителем Венецианова, художника уже 19 в.