Живопись в Белорусском искусстве 18 века

Живопись Беларуси развивается по трем направления: монументально-декоративная роспись, иконопись, портрет. Преобладающим остается стиль барокко, влияние рококо и классицизма было незначительным.

Монументальная роспись преобладала в росписи интерьеров костелов, униатских и православных храмов. Роспись храмов 18 в. не подчинялась строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался довольно вольно, включались и исторические сцены (росписи Кармелицкого костела в Мстиславе, 1746-1759, под руководством Главбица; росписи Кармелитского костела св. Станислава в Могилеве, 1765-1767 и др.) По барочному символичны с многочисленным количеством аллегорических фигур росписи иезуитского костела Божьего тела в Несвиже (1751-1753), сделанные группой мастеров под руководством придворного художника Радзивилов Ксаверия Геского. Эти росписи занимают почетное место в истории белорусской культуры. В 18 в. расписывались и многие другие храмы.

Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощенные фигуры и т.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.

Белорусский портрет 18 в. продолжал развиваться в рамках сарматского портрета, который к тому времени смотрелся как архаизм.

Приглашенные магнатами западноевропейские живописцы писали заказные портреты парадного типа. К ним относится знаменитый портрет Михаила Огинского - высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства, основателя оперного театра в Слониме (1754). Огинский показан в полный рост, в довольно театральной позе, в ярком кафтане, выделяющийся на темном фоне, при ордене Белого орла. Это парадное изображение представляет нам волевого и уверенного в себе человека.