Архитектура Романтизма в Западной Европе
Развитие европейской архитектуры в 1-й половине 19 в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма (от лат. retro - назад) и эклектизма (эклектика - соединение различных стилей).
Строгий классицизм перестал удовлетворять идеологическим, социальным и бытовым требованиям. Классицизм не мог отразить начала национальных культур. Поэтому распалось его единство и архитектура каждой страны пошла своим путем. Но без сомнения, были и общие черты.
Техническая сторона архитектуры продвигается вперед. Уже с начала века в строительстве стали активно использовать металлы чугун, кованное железо, облегченные своды (во 2-й пол. века стала применяться сталь, позже - железобетон), но они маскировались под камнем.
Художественная сторона архитектуры обращается к отошедшим стилям. Имитировались сооружения прошлого. В новых архитектурных постройках зодчие пытались соединить детали готики, ренессанса, барокко и прочие стили, взятые в отдельности или смешанные друг с другом, поэтому нового органического стиля не получилось.
В этот период возводятся здания самого различного назначения: городские многоэтажные дома доходного типа, универсальные магазины, здания банков, кредитных обществ, вокзалы, промышленные сооружения и другие. За исключением заводов, фабрик, складов, портов, здания украшались деталями готики, ренессанса, барокко. Это была лишь иллюзия старой архитектуры, так как здания возводились по новым технологиям.
В архитектуре 19 в. можно обнаружить 2 варианта. 1. Более или менее удачное воспроизведение снаружи и внутри композиционно-декоративных форм одного стиля - это ретроспективизм. 2. Употребление в убранстве одного здания нескольких стилей. Например, фасады оформлялись в стиле итальянского барокко, внутренние помещения подделывались под готику и пр. - это эклектизм.
В 1830-1840-х гг. в странах Европы - Франции, Германии, Англии и других - появляются многочисленные здания, облик которых в той или иной степени воспроизводит мотивы и формы готической архитектуры, сооружений флорентийского ренессанса и других стилей.
В 1840-1860-х гг. архитектор Чарльз Бэрри совместно с Огастесом Пьюджином построили в Лондоне, на берегу Темзы, огромное здание парламента в стиле английской готики - это была профессионально использованная стилизация.
В 1861-1875 гг. Шарль Гарнье строит в Париже здание Большой оперы (Гранд Опера). Пышно декорированные фасады и все внутренне убранство приближены к декоративным формам зрелого европейского барокко.
Эти и другие здания в функциональном отношении удовлетворяли современные требования, в них были применены новейшие конструкции.
Ретроспективизм и эклектизм сохранили свою роль на протяжении всего 19 в.
Интерьер и предметы внутреннего убранства.
Наиболее активно осваивались исторические стили во внутренней отделке зданий. Многое зависело от частого изменения вкусов владельцев зданий и заказчиков. Интерьеры изменялись и переделывались довольно часто.
В 1820-х гг. это был псевдоготический стиль.
В 1830-1840-х гг. - неогреческий стиль (помпейский стиль). Он использовался в интерьерах дворцовых зданий и особняков.
В 1840-1850-х гг. - псевдобарокко и рококо.
В 1850-1860-х гг. архитекторы осваивают французский классицизм конца 18 в. - стиль Людовика XVI.
В дальнейшем наблюдается смешение самых различных стилей.
В “стиле” оформлялись не только окна, потолки и полы, но и мебель, и убранство. Иногда один и тот же тип мебели декорировался под готику, ренессанс, барокко.