Скульптура Романтизма в Западной Европе
Скульптура этого периода в большинстве своем опустилась до салонных подделок, архитектурно-декоративных украшений, мелкой пластики уровня декоративно-прикладного искусства. Исключением является фигура Франсуа Рюда (1784-1855).
В июле 1836 г. на площади Этуаль (Звезды; от нее звездообразно расходится 8 улиц) закончилось строительство триумфальной арки, начатое еще при Наполеоне I в 1806 г. По замыслу архитектора Жана Франсуа Шальгрена, арка должна была прославлять победы наполеоновских войск. Но к моменту завершения строительства первоначальная программа была изменена. Теперь только один из 4-х рельефов на арке был посвящен Наполеону, а остальные три олицетворяли события прошлого и настоящего Франции. Один из рельефов, на котором было изображено “Выступление добровольцев в 1792 г.”, сразу же обратил на себя внимание современников значительностью образов. Автором рельефа был Франсуа Рюд.
В своем произведении Рюд воскресил героические дни революции, когда на призыв Национального собрания “Отечество в опасности!” весь народ Франции встал на защиту страны от иностранных интервентов.
Скульптор развернул на рельефе драматическую сцену. Исполнены героического порыва идущие в бой молодые и старые воины. Натягивает лук стрелок, горнист трубит призыв к атаке. Добровольцы одеты в вечные костюмы античности.
Над воинами, на фоне знамени и клинков реет в стремительном порыве крылатая женщина. Она зовет их в атаку.
Крылатая женщина во фригийском колпаке воспринималась современниками, как олицетворение Родины и Свободы, как призыв к революции. Поэтому ее, а затем и весь рельеф Рюда стали называть “Марсельезой” - по имени песни, с которой в 1792 г. отряды марсельских добровольцев выступили на защиту родины, песни, которая стала впоследствии гимном Франции.