Театр Романтизма в Западной Европе
Мы помним, что романтизм отразил неудовлетворенность широких общественных кругов результатами Великой французской революции и сомнения в идеалах Просвещения. Все романтики считали, что существует непреодолимый трагический разрыв между их представлениями и реальной жизнью. Человек в искусстве романтизма - в литературе, музыке, живописи, на сцене - всегда трагичен, он не приемлет действительность, находится в разладе с самим собой, он бунтарь и жертва. Такой герой интересен для актеров. Романтический театр предусматривал лирическое самовыражение на сцене, бурное проявление чувств. Своих героев актеры-романтики находили в современной драматургии, а классические роли исполняли с романтической окраской в пьесах Шиллера и Шекспира. Со сцены звучали пламенные призывы к свободе, защите человеческого достоинства.
Романтизм в театре связан с именами поэтов Дж. Байрона и П.Б.Шелли, актера Э. Кина в Англии; драматургов В. Гюго и А. де Мюссе, актеров Фредерика-Леметра, П. Бокажа и М. Дорваль во Франции; поэтов и драматургов Г. Гейне, К. Гуцкова, Г. фон Клейста, актера Л. Девриента в Германии; драматурга Ф. Грильпарцера в Австрии.
Мощный подъем романтической поэзии и театра пережила Польша.
Особая ситуация сложилась в Италии, где романтизм наиболее ярко проявился в актерском творчестве Э. Росси и Т. Сальвини. Здесь романтизм продолжал жить, когда в других странах это движение пошло на убыль.
Эстетическая программа театрального романтизма - отрицание изживших себя систем и канонов, приближение к естеству. Многие положения смыкались с требованиями реалистов. Эти два течения вызревали одновременно. Идейно-эстетические принципы романтизма в полной мере воплотились в драматургии Гюго (“Эрнани”, “Рюи Блаз” и др.).
Актеры и драматурги-романтики не стремились разобраться в реальных обстоятельствах, они сами и их герои отметали эти обстоятельства и погружались в мир бурных переживаний, занимались поисками утраченного идеала, находя его в прошлом или в себе самих. Реальная жизнь была лишь поводом для выражения страдания и негодования.
Публика любила яркие образы главных героев, людей непримиримых и свободолюбивых. Во Франции в театре на бульваре Тампль актеры-романтики произносили текст порывисто и пламенно, чувства выражали крайне эмоционально. Публика сострадала таким персонажам, проникалась стремлением к борьбе с существующими порядками.
В Англии театральный романтизм получил свое наиболее яркое воплощение в творчестве актера Эдмунда Кина (1787-1833), которому была близка поэзия Байрона и его мироощущение. Кин играл сильных личностей, находящихся в разладе с жизнью. Эта манера близка и немецкому актеру Людвигу Девриенту. Особенно близка ему была роль Франца Моора в “Разбойниках” Шиллера. Рисуя его как исчадие зла, актер заставлял зрителей проникнуться чувством ненависти к подобным людям. Вообще в немецком романтизме была борьба между прогрессивным и консервативным направлениями. Одни вели к реализму, другие уходили в мир фантазий и сказок. У третьих и то и другое сложно переплеталось.
Романтический театр во многом подготовил сценический реализм. Актеры романтики принесли на сцену свободную речь, выразительный жест. Они играли не только королей и вельмож, но и ремесленников, чиновников, крестьян, рабочих. Правдиво передавали страсти и неповторимое своеобразие каждого человека. Большое значение для театра имело и тяготение романтического искусства к национальной самобытности, интерес к национальным традициям, к истории.
Романтические традиции продолжали свою жизнь в театрах разных стран и в 20 в.