Литература Романтизма в России

Романтизм в русской литературе оформился в 2-х главных течениях - психологическом и гражданском. Психологический романтизм продолжил достижения Карамзина и поэтов-сентименталистов, которые в своей поэзии раскрывали сложную и глубокую личную жизнь человека.

Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков. Они разрушили классическую поэтику и жанровую систему классицизма, отвергли высокий жанр оды, а культивировали жанры элегии, послания, песни, романса и сосредоточили свой интерес на личном, интимном мире, на тайнах и волнениях сердца.

В поэзии Василия Андреевича Жуковского (1783-1852; академик, перевел "Одиссею" Гомера, произведения Шиллера, Байрона, литературный критик, учитель Пушкина) частный человек не удовлетворен официальной, казенной моралью, так как она противоречит гуманным чувствам. Его отталкивает корысть и властолюбие. Ему по душе человечность в отношениях между людьми, любовь без расчета, безхитростная дружба. В поэзии Жуковского мы видим единство авторского сознания и романтической личности - одиночки - это новое, что внес Жуковский в романтизм. В его лирике господствовало элегическое настроение. Действительность просматривается через душевный строй человека и индивидуальные переживания (баллады, послания, элегии).

Человек и его духовный мир стали предметом поэзии Батюшкова Константина Николаевича (1787-1855), как и Жуковский он использовал жанры элегий, посланий ("Дашкову" и др.), баллад.

Задача постижения национального характера была решена поэтами-декабристами, которые продолжили традиции Ломоносова и Державина.

В конце 10-х - начале 20-х годов мир явно кренился влево, и в России общественное движение набирало силу. Вслед за " Союзом спасения" и "Союзом благоденствия" возникли Северное и Южное общества. Идеи национального самосознания, народности, историзма захватили умы и слились с мыслями об освобождении человека и общества от деспотизма и угнетения. Передовые дворяне выступили в защиту личной и политической свободы. Они взяли на себя право говорить и действовать от имени народа и в его интересах. Правда, при этом сам народ не допускался к участию в революционном действе.

Русская поэзия конца 10-20-х гг. была одухотворена свободолюбием и испытывала противостояние ко всем институтам государства, к морали и бытовому укладу. Поэты-декабристы: К.Ф. Рылеев, А.И.Одоевский (1802-1839), В.К. Кюхельбекер ( 1797-1846) полагали, что душу могут воспитать исторические и героические примеры. Поэтому в произведениях декабристов развернута широкая панорама национальной истории, героического прошлого разных народов. Темы декабристов-поэтов: воинская слава, героический подвиг во благо отчизны, обличение тиранов, верность общественному долгу. Отсюда своеобразие романтического жанра: в элегическое послание, в любовную элегию вторгаются гражданские темы, широко входит общественно-политическая лексика. Традиционные жанры наполнялись новым содержанием, поэтому менялся поэтический язык. Вот песня Рылеева "Уж как шел кузнец":

Уж как шел кузнец
Да из кузницы.
Слава!

Нес кузнец
Три ножа.
Слава!

Первый нож
На бояр, на вельмож.
Слава!

Второй нож
На попов, на святош.
Слава!

А молитву сотвори,
Третий нож на царя.
Слава!

1824 г.

Кондрат Федорович Рылеев (1795-1825) стремился совместить лирико-субьективные принципы с эпической монументальностью.

Революционный пафос поэзии декабристов, их взгляды и деятельность заметно повысили общественный тонус русской литературы и это их неоценимая заслуга.

Блажен и славен мой удел:
Свободу русскому народу
Могучим гласом я воспел,
Воспел и умер за свободу!
Счастливец, я запечатлел
Любовь к стране родимой кровью
И ты, я знаю, пламенел
К отчизне чистою любовью.
(В.К. Кюхельбекер, "Тень Рылеева")

Русские романтики достигли многого: они провозгласили и отстояли новые гуманистические ценности, подвергли сомнению и пересмотру "правила" классицизма, разрушили принудительную связь между жанром и стилем, добились лексической и стилистической чистоты языка. Но они забыли о сатирическом жанре.

Продолжателем просветительской литературы и самым крупным сатириком был Иван Крылов (1769-1844). Французская революция пошатнула просветительские идеи Крылова, и в начале 19 в. он обращается к жанру басен, связанных с народной культурой. В баснях он поднимает злободневные жизненные и морально-нравственные проблемы. Крылов обогатил литературный язык формами устной народной речи.

Эта своеобразная необычная эпоха, в которой живы были многие классицисты, не прекращалось творчество сентименталистов, бурно входили в литературу романтики, выдвинула русского гения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). За короткое время перед его глазами прошел целый век развития русской литературы. Не отвергая художественных открытий Жуковского и Баратынского, гражданского пафоса Рылеева, народности Крылова, Пушкин настойчиво выбирал свою дорогу в поэзии. Его поэтическое слово несло отпечаток национальной истории и культуры. На этой основе он создал русский национальный литературный язык, в котором гармонично слились различные пласты языка - от книжного до разговорного. Ясную стройную мысль высказывал непринужденно. Кажется, что Пушкин пишет шутя, играя любым размером. А его стилевой синтез открыл дороги для поэтических исканий поэтов-потомков.

Творчество Пушкина и сам Пушкин стали притягательным центром, к которому стягивались поэты "золотого века". И Дельвиг, и Языков, и Вяземский, и Баратынский в своей области двинули поэзию вперед.

Катастрофа на Сенатской площади привела к сдвигам в русской поэзии. В лирике усилились мотивы отчаяния, скорби, ноты растерянности и сомнений. Начался закат "золотого века". Однако вольнолюбивые и гуманистические настроения уже невозможно было истребить.

Господствующим направлением русской поэзии 1825-1840-х гг. остается романтизм. Много развелось бесцветных подражателей, эпигонов. Поэзия уступает прозе. Наивысших взлетов романтическая поэзия послепушкинской поры достигла в произведениях Лермонтова и Тютчева. Оба они подводили итог "золотому веку" поэзии и открывали новую страницу в ее истории.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) воспитывался на лирике декабристов и Пушкина, на поэтах пушкинского времени. Но реальная жизнь уже была не та. Мятежный и страдающий герой Лермонтова не находит выхода своим страстям и шлет проклятия чужому окружению. Так рождается тема одиночества избранной души, бросающей вызов царящей бездуховности.

Пророк
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

В его творчестве идет сращивание жанровых форм - оды и элегии, романса и баллады, послания и рассказа. Лермонтов завершил романтическую эпоху и открыл дорогу реалистической поэзии.

После Лермонтова только у Федора Ивановича Тютчева (1803-1873) встречается целостное романтическое восприятие мира. Он избирает философский угол зрения на природу. И основа его романтизма - постоянная борьба противоположных начал - это отразило кризис сознания дворянской интеллигенции, которая ощутила неумолимую гибель вековой цивилизации.

Пушкин, Лермонтов, Тютчев - три вершины поэзии 1-й половины 19 века. Они возвели русскую лирику на уровень мировой культуры.