Литература в критическом реализме в искусстве Западной Европы
Утверждая реалистический метод в литературе, новое поколение писателей, несомненно опиралось на реалистическую традицию Просвещения. Но критический реализм 30-50-х гг. 19 в. существенно отличался от просветительского.
Просветители критиковали феодальное общество и питали иллюзии к буржуазному, реалисты 19 в. критиковали буржуазное общество, отбросив все иллюзии.
Метод просветителей основывался на столкновении разумного и неразумного, положительного и дурного. Реалисты 19 в. использовали реальную историческую обстановку, унаследовав исторический метод у романтиков. “Типичность обстоятельств” в романах Стендаля, Бальзака, Диккенса явилась результатом глубокого, почти научного анализа общественных нравов и отношений. Не случайно первоначально этот метод называли натурализмом.
Просветительский герой - это рупор идей автора (от Робинзона до Фауста; в жизни мог не существовать). У реалистов 19 в. герой показан в естественной жизни, в типичных обстоятельствах. Он воплощает типичные черты того или иного социального слоя в обществе. Положительные герои не занимают центрального места, как правило, они второстепенны.
Поменялась тематика. Реалисты 19 в. описывали механизм общества, устроенного на денежных интересах. Деньги становятся одним из действующих лиц.
Реалисты 19 в. открыли, что мораль не абстрактна, а имеет классовую природу. Герой Бюхнера солдат Войцех говорит: “Ведь это должно быть хорошая вешь - добродетель, господин капитан. Но я бедняк” (“Войцех”, 1836).
Реализм 19 в., как и романтизм не представляет единого потока. Существуют национальные различия, индивидуальные авторские отличия. Так от Стендаля идет преемственная линия к психологическому реализму конца 19 - начала 20 вв. Л.Н. Толстого, мастерам 20 в.
Г. Бюхнер отличался от английских и французских реалистов. За 3 года творчества он сумел изобразить смятенное сознание (“Войцех”, “Ленц”), оригинально решил проблему: личность и история (“Смерть Дантона”)
Социальные противоречия общества реалисты раскрывали тоже неоднозначно, так как стояли на разных позициях. Так Диккенс не признавал чартизма, а немецкий писатель Г. Веерт писал свои произведения с позиции революционного пролетариата.
Основными литературными жанрами этого метода являются публицистический очерк, роман, повесть. Особая роль принадлежит социально-бытовому очерку (тогда его называли “физиологический очерк”). Это были зарисовки реального быта людей из разных слоев общества: извозчиков, чиновников, бакалейшиков, торговцев и т.д. “Очерками Боза” (1833-1835) начал свой творческий путь Диккенс. Серией очерков (“Книга снобов”, 1846-1847) начал творчество Теккерей. Очерки - важное звено в формировании Бальзака-романиста. Он публиковал очерки в сатирическом журнале “Карикатура” в 1830-1832 гг. одновременно с сатирическими литографиями О.Домье.
Главными представителями критического реализма в литературе являются во Франции: Стендаль (1783-1842; “Красное и черное”), Бальзак (179-1850; “Шагреневая кожа”, “Отец Горио”, “Блеск и нищета куртизанок”), Проспер Мериме (1803-1870; ” Кармен”), в Англии: Теккерей (1811-1863; “Ярмарка тщеславия”), Чарльз Диккенс (1812-1870; “Очерки Боза”, “Приключения Оливера Твиста”, “Мартин Чезльвит”), в Германии Герг Бюхнер (1813-1837; “Войцех”, “Ленц”).
Критический реализм в литературе не ограничен только двумя десятилетиями, когда жили и творили названные писатели. В некоторых странах расцвет критического реализма падает на более поздний срок. Этот метод сохранял свое значение на протяжении всего 19 в., а также занимает значительное место и в 20 в.
У истоков социального романа критического реализма во Франции 19 в. вместе со Стендалем стоял Оноре де Бальзак ( 1799-1850). Он совершил творческий подвиг запечатлев характеры и нравы своего времени, дал глубокую правдивую панораму жизни его эпохи, поэтому его творчество имеет общечеловеческое значение.
Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 г. В городе Туре. Его дед небогатый крестьянин, отец Бернар-Франсуа Бальза, одаренный самоучка, стал муниципальным чиновником, в годы революции занимался поставкой провианта в армию. Мать происходила из семьи торговца сукном. Дворянская частица “де”, самовольно была присвоена писателем в юности. Это не только причуда гения, но и знамение Реставрации, когда молодые люди мечтали о дворянских титулах и гербах.
Оноре изучил право в Париже, но не захотел стать судейским чиновником и занялся литературой. Рассерженый отец лишил его материальной поддержки, и будущий писатель повел жизнь талантливого бедняка. Почти 10 лет он бедствовал на столичных чердаках, зарабатывая хлеб писанием бульварных романов в духе модного тогда “черного”жанра (о приведениях и ведьмах), которые сам потом называл “литературной почкатней”.
В годы бурных романтических споров вызревал его талант. Уже в 1830-х гг. он нащупал свою собственную дорогу в искусстве и стал профессиональным литератором.
Бурное воображение и темперамент, а также жажда разбогатеть (в духе меркантильного времени) толкали его на фантастические “деловые” затеи (покупка типографии и выпуск дешевого издания французских классиков, разработка заброшенных римских серебряных рудников и др.). Все они неизменно кончались провалом и лишь увеличивали сумму долгов, из которых Бальзак так не смог выпутаться до конца своих дней, несмотря на каторжный литературный труд.
Преследуемый кредиторами, ростовщиками, издателями, он месяцами не выходил из дому, проводя за письменным столом бессонные ночи. Бальзак работал по 12-16 часов в сутки с лихорадочной быстротой и сверхчеловеческим напряжением, подгоняемый нетерпением художника и желанием вырваться из денежной кабалы. Переутомление вконец расстроило его здоровье и привело к ранней смерти. За 20 лет он написал около 100 повестей и романов.
Тяга писателя к аристократическим салонам отразилась и на истории женитьбы Бальзака, похожей на один из его романов. С 1838 г. началось заочное знакомство и многолетняя переписка Бальзака с польской графиней Эвелиной Гданьской, подданой русского царя. В марте 1850 г. Бальзак, уже будучи больным, обвенчался с нею в городе Бердичеве. Три месяца он провел в огромном имении жены Верховия, под Киевом, затем увез ее в Париж, а уже 8 августа писателя не стало.
30-е годы были одними из самых продуктивных в его писательской биографии. Он пишет о времени феодальной и католической реакции времен Реставрации (1814-1830), о Франции времен Июльской монархии (1830-1848), когда к власти пришла крупная финансовая буржуазия. В эти годы появляются “Шагреневая кожа”, “Отец Горио”, “Евгения Гранде”, “Философские этюды”, ” Этюды о нравах” и среди них повесть “Гобсек”.
”Гобсек” (1830) относится к лучшим произведениям Бальзака. Она переносит нас в зимнюю Францию 1829 г., последнего года Реставрации. В ходе непринужденной беседы Дервиля мы узнаем о судьбе 76-летнего Гобсека. Позади у старика бурная жизнь, единственной целью которой было стремление разбогатеть. Гобсек не брезговал ничем, преступал все моральные преграды, прибегал к ростовщичеству, скупке краденого, сводничеству, шантажу. Служение “золотому тельцу” иссушило его душу, оставив единственное желание - сохранить и преумножить свое богатство. В конце жизни его жадность превращается в своего рода помешательство, сумасшествие. Жалкий, бесславный конец жизни Гобсека - это нравственный пафос повести.
Повесть “Гобсек” создана писателем, уже нашедшим свою собственную манеру письма. Она замечательна по яркости изображенных характеров, по глубине проникновения в сущность современной Бальзаку жизни, звучит суровым обвинением миру эгоизма, корыстолюбия и алчности. Здесь прозвучала главная для писателя тема - страшной власти денег над человеком.